Рецензия: Detective Pikachu

«Мама, я хочу Пикачу!», или наглядное пособие, как сделать из культового зверька простую серую мышку.

Издатель: Nintendo
Разработчик: Creatures Inc
Платформа: Nintendo 3DS

Копия игры для рецензии предоставлена Nintendo

Когда-то давно планету накрыла истерия под названием Pokémon. Можно с уверенностью сказать, что нашей страны это коснулось тоже: за просмотром «Лиги Индиго» дети сходили с ума, становились эпилептиками и просто глупели под влиянием японского аниме. На дворе 2018, и пускай всё это давно ушло (если забыть про несчастную Pokémon GO, конечно), мир уже никогда не станет прежним. И даже обветшалый дед скажет, едва завидев жёлтого краснощёкого грызуна: «О, это ли не Пикачу?..»

Detective Pikachu – продукт именно той истерии. Он эксплуатирует (не в дурном смысле) всем знакомую концепцию, переворачивая её с ног на голову. Кто бы мог подумать: Пикачу с брутальным мужским голосом! Да ещё и… детектив?! Даже являясь частью серии Pokémon, игра больше походит на совершенно обособленное нечто. Такого на Nintendo 3DS ещё не было.

Прежде всего: это сложно вообще назвать игрой. Это, простите за грубое слово, «кинцо». Причём «кинцо» очень красивое! Да-да, честно, при взгляде на внутриигровые катсцены поражаешься, что старушка 3DS вообще на такое способна. Персонажи настолько живые, что вот-вот выпрыгнут из экрана (и выпрыгнули бы, если б игра поддерживала 3D-режим). Режиссура сцен тоже отменная. Буквально всё вокруг старается убедить вас в том, что на экране идёт очень качественный с технической точки зрения мультик.

Игра актёров также на высоте. Конечно, суровый голос местного Пикачу перетягивает одеяло на себя, но остальные персонажи озвучены не менее здорово. Единственное, что мне не понравилось, – голоса покемонов. Они уже не издают привычные по играм шумы, а проговаривают вслух своё имя. Ага, прямо как в аниме-адаптации!

Увы – или ура, кому как, – но Detective Pikachu по духу несколько ближе к сериалу, чем к играм-первоисточникам. Она вообще очень-очень американизирована и лишена «той самой», особенной атмосферы. Впрочем, это не отменяет факта, что своя собственная атмосфера у игры есть, – просто это стоит знать тем, кто грезил вернуться в уютный мир Pokémon снова. Если честно, я даже не припомню, чтоб в игре как-то фигурировали хотя бы покеболы! Монстры там живут чуть ли не на равных с людьми (ну, ладно, в роли рабов), а никаких тренеров нет и в помине. Впрочем, это ведь не так важно?..

Зачин у «кинца» прост: в качестве главного героя выступает юнец Тим Гудмэн (оказалось, есть такой писатель, предлагающий познать мудрость некого Дипака Чопры). У Тима при загадочных обстоятельствах пропадает его родной отец, детектив Гарри, оставляя после себя партнёра по работе: болтливого Пикачу в шляпке. Тот нарекает себя великим детективом, пьёт чёрный-пречёрный кофе и обладает недюжинным эго, на котором и будет строиться 90% юмора во всей игре. А ещё Пикачу страдает редкой литературной формой амнезии, вследствие чего не помнит всех последних событий. Итак, новоиспечённые коллеги отправляются на поиски Гарри Потт… Гудмэна, даже не зная, выжил он или нет. А пока есть лишь одна деталь, никак не дающая покоя: почему только Тим способен понимать речь загадочного Пикачу?..

«Сюжетка» в игре делится на 9 глав, каждая из которых предлагает распутать то или иное дело. Пускай все они связаны основной историей, большинство из них – это просто филлеры, где вы занимаетесь не поисками отца, а… кхм… фиг пойми чем. Благо, сами локации порой бывает интересно исследовать: в одной из глав герои посещают аж целую телестудию (которая функционирует и впрямь как настоящая телестудия!) и участвуют в съёмках. Правда, насколько интересно бывает оглядеть эти локации, настолько же быстро они приедаются, ведь со временем в них не меняется почти ничего.

Сам игровой мир можно назвать вполне себе живым, особенно учитывая возможности платформы. Иногда, конечно, я видел какую-то деревянность-ненатуральность (причём вроде бы в самом начале игры). Но со временем это ощущение ушло. Тем более что всё происходящее сопровождается атмосферной, хоть и совсем не запоминающейся инструментальной музыкой.

Что ж, пора перейти к недостаткам. Точнее, к геймплею.

Если игра вдруг вдохновит вас обратить внимание на профессию сыщика – не обольщайтесь. В телесериале «Детективы» порой реализма больше, чем здесь. И несмотря на то, что доблестный Лукин или Насонов не носят карикатурную детективную шляпку, Пикачу на их фоне кажется залётным косплеером. Ну, это так, вкратце.

Вся концепция местного геймплея держится на том, что Тим Гудмэн (протагонист, не писатель) бегает по локациям и опрашивает всех, кто встречается на пути. Можно даже побеседовать с покемонами: в этом поможет наш Пикачу-билингвист. Всё происходящее Тим усердно записывает в свой блокнот (отдельное меню со списком показаний свидетелей и их досье), в который игра настойчиво предлагает заглядывать, а вы всякий раз не находите на то причин.

«Бриллиантовый болт!»

Другой пункт меню – эдакий тет-а-тет с Пикачу, где можно обсудить с ним накопленные идеи, а также прийти к тому или иному умозаключению. Там же игра предлагает решать небольшие логические задачки, в которых и заключается «челлендж». Я нарочно впихнул это слово в кавычки, потому что сложности в тех задачках нет вообще никакой. Да, иногда решение никак не приходит в голову, но это не мешает взять и просто перебрать все возможные варианты ответа. За ошибки игра не наказывает вообще (разве что сам Пикачу пару раз напомнил мне о совершённых «факапах»). Всё, что нужно сделать, – провести логическую цепочку между двумя-тремя показаниями свидетелей, а Пикачу додумает результат за вас.

Ходить и просто болтать со всеми подряд быстро наскучивает (увы, играть получается лишь короткими сессиями). Потому игра изредка предлагает ещё один вид развлечения: QTE! Да, то самое ‘Press X to Win’ добралось уже и до «Покемонов», кто бы мог подумать. А самое страшное, что игра вновь не наказывает за ошибки. Ну, хотя бы можно посмотреть, как события пойдут в случае нелепого промаха… Допустить который ещё умудриться надо.

Как вы уже могли догадаться, основная моя претензия к игре заключается в её сложности. То есть, в отсутствии этой самой сложности в принципе. Вероятно, дело в том, что Detective Pikachu попросту рассчитана на грудничков: это вы поймёте, увидев возрастной рейтинг 0+.

И само собой, такой рейтинг не мог не сказаться на сюжете данной игры.

Давайте вернёмся к «кинематографической составляющей». Выше я усердно нахваливал её технические аспекты, а также обратил внимание на постановку сцен и игру актёров. И всё бы ничего, если бы сценарий не был таким… таким!.. Я постоянно ловил себя на ощущении, будто смотрю семейную американскую комедию, притом весьма скромных бюджетов! А сторителлинг здесь именно такой, и он щедро присыпан сомнительного рода шутками. Признаюсь, я не знал, как мне на них реагировать. Смешно было всего пару раз. Хотя диалоги в целом написаны хорошо, да и язык приятный… Просто игра слишком «беззуба», чтобы удивить. И никакой серьёзной драмы можно не ждать. Насилия тем более: хлопните кулаком по столу, и в этом будет больше жестокости, чем во всей игре.

Но главная беда таится даже не в сценарии. Само собой, он наивен, как чукотский юноша, да вот… это отлично гармонирует с самой историей «Детектива Пикачу». Жаль это признавать, но она там просто НИКАКАЯ. И это в игре с большим упором на сюжет!..

Если вы избегаете любых спойлеров, то не читайте, что написано в скрытом абзаце! [bg_collapse view=”button-red” color=”#ffffff” icon=”arrow” expand_text=”Показать спойлер” collapse_text=”Спрятать спойлер” ]А напишу я вот что. На финальных титрах я сидел, мягко говоря, в ступоре. Потому что, во-первых, главная интрига игры (мы же всё-таки расследуем дело!) спущена в унитаз… А во-вторых, сценаристы почему-то решили сделать открытую концовку! Игра оставляет после себя столько вопросов, что задумываешься: какого чёрта в игре с рейтингом 0+ делает настолько мудрёный финал?.. Хотя на это находится простейший ответ: разработчики рассчитывают на будущий сиквел. А то и не один… Впрочем, видно будет. Но разрази меня пика-гром, если я не был разочарован. И вот это они собрались экранизировать?..

[/bg_collapse]

Помимо прочего, на протяжении всей игры Пикачу будет развлекать вас различными мини-сценками с собственным участием (т.н. Pika Prompts). По сути, это просто небольшие комедийные скетчи, а насчёт местного юмора я уже выразил всё, что мог. Впрочем, совру, если скажу вам, что эти самые скетчи не были милыми и душевными. А этого в последнюю очередь ждёшь от Пикачу с таким грубым голосом! Так что тем, кто отвечал за Pika Prompts, стоит отдать должное.

Также игра поддерживает amiibo, за которые будет награждать вышеописанными сценками с Пикачу. Вот. Что там ещё из дополнительного контента… А, можно выбрать режим игры с пониженной сложностью. Если вдруг вам стало тяжеловато при прохождении. …Без комментариев.

Ай, да что ж такое… Очередная рецензия выходит так, будто я ругаю игру на чём свет стоит. А ведь есть за что! «Детектив Пикачу» очень плохо играет роль непосредственно детектива: тайна личности преступника никогда не кажется интересной, а когда раскрываешь дело, то не получаешь никакого удовлетворения. Этому виной то, что игра не требует никаких усилий, никаких мыслительных процессов от игрока, чтобы схватить зловреда за руку. Игра тычет его вам под нос и кричит: «Ага! Вот он, попался! Круто мы его, а?!» Детективные истории так не работают! А вкупе с невдохновлённым сеттингом события игры напрочь теряют какую-либо уникальность. Единственное, на чём удаётся держать интерес, – это главная «фишка» игры, сам детектив Пикачу. Он, как лучик света в тёмном царстве, единственный, кто привносит хоть какую-то оригинальность в игру. Но, увы, сам же тонет в пустотности всего остального. Потому и становится простой «серой мышкой».

Объективно можно ругать игру до победного, я бы и куда больше мог написать. Но к «Детективу Пикачу» не получается относиться плохо. Его хочется любить просто так. Взглянем с другой стороны: у нас на руках имеется лёгкая, ненавязчивая и весёлая адвенчура, единственная цель которой – подарить хорошее настроение. И пусть игра быстро надоедала, я до сих пор скучаю по ней, по её миру. И это необычно, учитывая шаблонность всего в ней представленного. В этом и есть главный парадокс «Детектива Пикачу», который он вряд ли когда-нибудь сможет распутать.

Стоит ли покупать игру? В принципе… да, стоит, особенно на какой-нибудь распродаже. Я бы сказал больше: Detective Pikachu – отличная технодемка для систем Nintendo 3DS. Если вдруг у вас ещё нет консолей этого семейства и вы собираетесь приобрести какую-нибудь New 2DS, то смело хватайте Detective Pikachu в качестве своей первой игры. Она отлично раскрывает возможности платформы, да и просто способна подарить несколько вечеров какого-никакого позитива. Так что берите. А то, что я писал выше, можете вообще не читать. Просто обидно стало.