Рецензия: Amnesia: Collection

Погружаемся в глубины замка и выживаем в мрачном городе

Первая “Amnesia” с подзаголовком “The Dark Descent” вышла в 2010 году. За это время мы получили всего одну игру от студии разработчика Frictional Games: “SOMA”, которая была хоть и отличнейшей игрой, но не хоррором. А продолжение (если его так можно назвать) первой части “A Machine for Pigs” было сделано вовсе не родителями «Амнезии», а другими разработчиками из The Chinese Room.

“Amnesia” была не первой их игрой. Ещё до неё Frictional Games выпустили трилогию “Penumbra” о похождениях Филиппа Лафреска в заброшенной шахте где-то в Гренландии (которая в итоге и вовсе оказывается базой). «Пенумбра» была не без огрехов, но это всё ещё довольно интересный хоррор-квест, который я могу советовать и сейчас. Она не сыскала такого успеха, как «Амнезия», но дала толчок разработчикам в будущем направлении. «Амнезия» же стала вторым и самым успешным проектом Frictional Games и в будущем получила дополнение “Justine”. 12 Сентября на Nintendo Switch вышла компиляция под названием “Amnesia: Collection”, включившая в себя оригинальную “The Dark Decent”, “Justine” и “A Machine for Pigs”, а играется она абсолютно так же, как и оригинал 2010 года.

Издатель:  Frictional Games
Разработчик: Frictional Games, The Chinese Room
Платформа: Nintendo Switch

Копия игры для рецензии предоставлена издателем

“Amnesia: The Dark Descent” среди хорроров ощущалась как нечто новое. У главного героя нет возможности отбиваться от своих врагов, он беспомощен и не может с ними драться. Единственный способ спастись — уметь хорошо прятаться и убегать. Даже в первой “Penumbra” главный герой мог драться и отбиваться от противников. Конечно, подобные игры выходили и прежде (вспомнить только “Clock Tower”, “Haunting Grounds” или “Penumbra: Black Plague”), но было их мало и они не сыскали популярности. «Амнезия» же популяризировала идею беззащитного главного героя.
Однако чем же так хороша эта «Амнезия»?

Действие игры происходит в 1839 году в вымышленном городе Бренненбурге. История о Даниэле из города Мэйфэйр захватывает и увлекает. Главный герой просыпается в замке, потеряв память. Найдя записку, которую герой написал самому себе, Даниэль узнаёт, что он сам стёр себе память за то, что доверился некому Александру, который пытал и убивал людей. В записке он просит отомстить Александру за содеянное. Всю игру мы вспоминаем прошлое, события в замке и о том, кто такой Александр. За Даниэлем гонится тень, от которой остаётся только бежать, ведь отбиться от неё нельзя.

“Amnesia: The Dark Decent” в первую очередь — квест. По игре разбросаны записки и дневник самого Даниэля. У главного героя есть инвентарь с предметами, лампа и масло, настойка опия, а также Огниво. Опий пригодится, чтобы держать свой рассудок в порядке; лампа понадобится, очевидно, для освещения; маслом мы будем заправлять эту самую лампу; Огниво же понадобится для зажигания факелов, свечек и прочих средств освещения. По мере продвижения в игре нам предстоит решать загадки и прятаться от монстров. Практически каждый предмет можно поднимать, носить с собой и использовать разными методами. Отдельные предметы уходят в инвентарь, и там их можно комбинировать. Но все эти механики перекочевали в игру ещё с “Penumbra”. Вместо опия было обезболивающее, вместо лампы был фонарик, заместо масла — батарейки, а вместо огнива была зажигалка. По сути, «Амнезия» немного изменила механики «Пенумбры», выкинула лишнее и использовала их в новом сеттинге.

Игре удаётся держать игрока в напряжении. Постоянно находясь в темноте с гнетущим звуком, чувствуешь себя действительно некофмортно. «Амнезия» частенько пытается пугать игрока падением предметов, резким ударом в дверь и прочими подобными методами, а вот скримеров в игре нет. Тебя не пытаются пугать внезапной страшной рожей. Более того, монстры в игре расставлены очень грамотно и не появляются на каждом шагу. За игроком постоянно следует тень, которая выглядит как нечто наподобие липких сгустков плоти.

Но несмотря на всё то, что я перечислил, у игры есть проблемы. Управлять камерой в игре… неудобно. Нет, конечно, в общем вертеть ей и осматриваться приятно, но нацелиться на предмет довольно тяжело. Чаще всего они просто слишком маленькие. Если говорить о монстрах, то особой опасности они за собой не несут. Да, они страшные, они опасные и бежать от них бесконечно нельзя, но монстры не могут тебя убить. Ты ничего не потеряешь от того, что тебя «убили». Ты просто очнёшься где-то неподалёку от места, где это произошло. Причём найденные предметы не пропадают, ты не чувствуешь потери прогресса и со временем ощущение опасности просто уходит. Настойки опия в игре попросту не нужны: игра легко проходится и без них, что делает предмет бесполезным. Фреймрейт местами проседает, но в целом держится стабильно. Также не столько минус, сколько просто забавный момент: в игре есть баг, с помощью которого можно заставить предмет зависнуть в воздухе.

Нужно просто положить его себе на голову и отойти в сторону. Игра продолжит думать, что предмет стоит и не поймёт подвоха

В игре довольно ущербный шрифт. Причём он разнится в меню и непосредственно в игре. Также отличается шрифт субтитров и текста в записках и дневниках.

В портативном режиме читать такой мелкий текст довольно тяжело

Но, тем не менее, я смело могу рекомендовать эту игру к прохождению. Первое время ей удаётся сильно напрягать игрока, и хоть ближе к концу страх начинает сходить на нет, это всё ещё занятный квест. Не слишком длинный и очень интересный. История Даниэля захватывает.

Что же до дополнения “Justine”? Это коротенькая история про безымянную девушку, которая попала в подвал и проходит «психологический тест». В разных комнатах находятся люди, которых можно либо спасти, либо убить. У дополнения несколько концовок, которые зависят от того, пытались вы спасать жертв или же убивали их. Дополнение было бесплатным; проходится оно довольно быстро и является приятным дополнением к оригинальной игре.

Действие следующей части с подзаголовком “A Machine for Pigs” происходит спустя 60 лет после “The Dark Descent” и рассказывает о промышленнике Освальде. Игра никак не связана с первой частью, и в целом их связывает лишь основная тема. Что Даниэль, что Освальд потеряли память и по ходу игры её восстанавливают. У «Амнезии» сменился сеттинг. Из гнетущего замка действия игры перенеслись в город, по которому путешествует главный герой. Спустя столько лет во вселенной игры технологии скакнули сильно вперёд, из-за чего часто можно увидеть различные механизмы. Стилистически игра превратилась в стимпанк. В ней довольно сильный сюжет, но она не пугает так, как это делала оригинальная “The Dark Descent”.

Куда больший упор идёт не на прятки с монстром, а на исследование локаций. Да и частенько с игроком по местным телефонам будет связываться безымянный человек. Сценарий здесь интереснее того, что придумали Frictional Games в “The Dark Descent”

Стычки с монстрами тут случаются достаточно редко. Механики игры сильно покоцали, убрав инвентарь, масло, огниво и возможность «щупать всё подряд». Причём движок игры тот же, что и у первой части, и, видимо, не все предметы удалось «заморозить».

Я не знаю, лично ли это моя проблема, но в локациях “A Machine for Pigs” достаточно просто заблудиться. Я таким образом не раз наворачивал круги уже в самой первой локации. Некоторые проходы на самом деле сложно заметить.

Шрифт в игре наконец привели в порядок. Единственное, к чему я могу придраться, так это к сжатому Calibri в главном меню, который выглядит довольно убого.

Читать текст в записках стало удобнее

В игре есть следующая странность. Если резко повернуть камеру в сторону двери, то локация за дверью будет ещё секунду загружаться, что отчётливо заметно в этом ролике:

А вот тут я подобрал фонарь. Подсказки у игры остались те же со времён “The Dark Descent”, хотя ни лампы, ни масла, ни инвентаря в игре уже нет.

В целом “A Machine for Pigs” ощущается больше как простая бродилка, нежели квест. Урезанные механики фактически убили в ней элементы квеста. Да, в игре сильный сценарий, но сама она со временем просто наскучивает. Я могу посоветовать её за действительно отличный сценарий: ради сюжета эту игру вполне осилить можно; тем более, она довольно короткая.

Так, с самими играми всё понятно. Как же вышел в итоге порт? Да никак. Все три игры абсолютно никак не изменились. Графика та же, новых фишек не добавили, шрифт не исправили, мелкие баги всё те же (разве что подгрузку текстур в “A Machine for Pigs” на ПК версии я не припомню, так что этот баг — эксклюзив свича). Есть редкие просадки фреймрейта, но они вполне терпимы и играть не мешают от слова совсем. Потому данный порт — хороший вариант для того, чтобы познакомиться с серией или освежить себе память. Оно того стоит.