Рецензия: Mario & Luigi: Superstar Saga + Bowser’s Minions

Спустя почти четырнадцать лет и четыре части в подсерии, Mario & Luigi: Superstar Saga вернулась к нам, подтянутая и обновлённая, на семейство Nintendo 3DS.

Издатель: Nintendo
Разработчик: Nintendo, AlphaDream
Платформа: Nintendo 3DS

Копия игры для рецензии предоставлена Nintendo.

Серия видеоигр Mario – пожалуй, самая культовая в игровой индустрии. Мало кто станет оспаривать данный факт! Ведь каждый из нас хоть раз в жизни играл… ну, хотя бы краешком уха слышал о лукавом дядьке-водопроводчике с пышными усами. И даже тем, кому классические платформеры не по душе, Марио готов предложить целую уйму иных развлечений: игры логические, гоночные и спортивные; игры для весёлых компаний… И, конечно же, никуда Марио не деться от НИХ – многочисленных любителей RPG!

Начав свой путь с Super Mario RPG ещё для SNES (во многом очень классическая игра, разработанная Square – авторами той самой Final Fantasy), «ролевой» Марио поделился на две ветви: Paper Mario и Mario & Luigi. Последняя, предназначенная для портативок, дебютировала в 2003 году с игрой Mario & Luigi: Superstar Saga.

И вот, спустя почти четырнадцать лет и четыре части в подсерии, Superstar Saga вернулась к нам на Nintendo 3DS, подтянутая и обновлённая. Mario & Luigi: Superstar Saga + Bowser’s Minions – полноценный ремейк от студии AlphaDream.

Прежде всего хочу заметить, что я действительно имел знакомство с оригинальной игрой на GBA. Это был классный опыт, но, признаюсь, тогда я так и не узнал, чем же закончилась история про неунывающих братьев Марио в Бобовом царстве…

А зачин у истории предельно прост. В Грибное королевство (дом родной всех наших героев) прибывают послы из государства, что находится по соседству. А живут в нём – вы не поверите – бобообразные существа… ну, не суть важно. Прибывают, значит, эти самые существа в лице ведьмы Каклетты и её подручного Фофула и сообщают: мы, дескать, прибыли с миром! «Это не так!» – сразу почуете вы. И действительно: воспользовавшись доверием принцессы Пич, злодеи крадут её прекрасный голос и улепётывают куда подальше. Вернуть принцессе её тенорок вызываются местные «суперзвезды» Марио и Луиджи, а также… Боузер, их злейший враг. Да! В кои-то веки он уступит кресло главного антагониста и поможет (спойлер: не очень) спасти принцессу. И даже весь мир! А зачем, вы думали, злодеям нужен был её голос?

Villains
Негодяи собственной персоной.

Я буду честен: звёзд (неуязвимости?) с неба сюжет особо не хватает. Быть может, это исключительно моё мнение, но Mario & Luigi: Superstar Saga – не того рода опыт, что вы стремитесь получить от какой-нибудь «Финалки» или Chrono. Конечно, в ней вполне весёлый и порой интригующий сценарий, но главная-то «фишка» заключается в другом. А именно – в геймплее.

Что, по вашим ожиданиям, должен делать Марио в своих играх? Топтать врагов, скакать с одной платформы на другую, собирать грибы… Так вот, в Superstar Saga всё это есть. Более того, я бы присвоил ей жанр Action RPG за то, насколько подвижны в ней главные герои! На открытых локациях действительно предстоит много кувыркаться по платформам и решать всяческие задачки. Братья Марио ловко помогают друг другу забраться даже туда, куда вам не пришло бы и в голову! И даже когда приходит час битвы, нас не начинают грузить кучей текстовых команд: сделать то, сделать это… Всё-таки это Mario и ничто иное!

Бои во многом зависят не столько от тактики, сколько от реакции игрока. Иногда происходящее даже походит на какую-нибудь ритм-игру.  Вовремя прыгнуть на врага сверху, затем оттолкнуться и ударить ещё раз – всё это нужно провернуть с большой точностью. Обороняемся схожим образом: отпрыгиваем от кулака вражины и, по возможности, наносим контратаку всё тем же прыжком. Есть ещё и разные комбинации взаимодействия Марио и Луиджи, которые могут объединяться и вместе наносить врагу ещё больший урон (это, кстати, что-то вроде местной «магии», за которую придётся платить местной «маной»). А по ходу сюжета герои смогут разнообразить свои атаки. Так сказать, не прыжком единым! Например, появится и тот самый молоточек, ещё из Donkey Kong, – им прихватить злодейскую морду будет ещё эффектнее и приятней.

Прокачка персонажей осуществляется так, как того и можно было ожидать – с накоплением опыта в боях. Можно даже вручную сделать упор на какое-либо из умений героя: атака, защита, скорость, выносливость и везучесть. Ещё можно копить т.н. Bros. Points (та самая «мана»). К счастью, «гриндить» особо не придётся – достаточно не отлынивать от врагов, которые встречаются на пути. Благо неприятели свободно ходят по арене и никогда не возникают «из ниоткуда» случайным образом, так что драться или убегать – выбор исключительно ваш.

Управление очень интуитивное и приятное. Кнопка А управляет действиями Марио, B же отвечает за Луиджи. Бамперы L и R переключают команды для персонажей. Нижний сенсорный экран… не очень-то и нужен. В основном он выполняет роль карты или таблички вышеупомянутых команд. Все действия спокойно выполняются с помощью кнопок.

Конечно, всякие геймплейные тонкости знакомы нам и по другим играм в серии Mario & Luigi… А чем ещё может похвастаться конкретно Superstar Saga? Первое, что бросается в глаза, – милая мультяшная графика. Не стоит и говорить, что с переходом на Nintendo 3DS, консоль восьмого поколения, визуальная часть стала ЕЩЁ красивее! Мир, в котором происходят события, поражает своей яркостью и… живостью, что ли.

Почти вся графика в игре – спрайтовая (где-то рисованная, где-то в виде пререндеренных моделей). Это является весомым отличием от предыдущих игр Mario & Luigi на 3DS, где все ландшафты были выполнены в полигональном 3D-виде. Ах да, 3D…

Его нет.

То есть, совсем. В Mario & Luigi: Superstar Saga абсолютно не работает стереоскопический 3D-режим консоли. Его попросту нельзя включить.

Почему так?! Опять же, в предыдущих частях с 3DS этот режим присутствовал! Сейчас мы имеем дело с более поздней, более современной игрой. Что мешало разработчикам прикрутить свойство, которое, по сути, заложено в основу самой приставки? Мы уже встречали подобное ограничение в последних «Покемонах», но ведь они гораздо сложнее и в техническом, и в графическом плане! Возможно, вы скажете: «Superstar Saga – ремастер игры, в которой заведомо не могло быть стереоскопического режима, потому его нет и здесь». Но делают, делают ведь переиздания классики с этим самым режимом, портируют напрямую с аркад и домашних систем… Короче, неясно. Я совсем не понимаю этого решения студии AlphaDream, которая не пренебрегала 3D в своих предыдущих работах.

Из-за столь досадного упущения ремейк во многом просто не оправдывает себя. Особенно за ту цену, которая предлагается издателем (2799 рублей – стоимость цифровой копии). И с этой горькой ноты начинаются проблемы.

Много ли в 3DS-версии отличий от той, что была ещё на Game Boy Advance? Да, графику подтянули, тут без нареканий. Музыка теперь в новом качестве, к ней тоже не придерёшься – можно и отдельно послушать. Но в остальном – это совершенно та же игра. Не считая, конечно, некоторых корректировок в плане игрового баланса. Если вы раньше играли в оригинал, готовьтесь испытать дежа вю: здесь вы встретите те же самые диалоги, те же локации с аналогичным разбросом предметов и событий… А действительно ли это ремейк?.. Может, банальное косметическое обновление?

Ещё игра не переведена на русский язык. Что прискорбно, ибо предыдущие RPG про Марио на Nintendo 3DS локализованы выше всех похвал, особенно Mario & Luigi: Dream Team Bros. И где ваши прошлые победы теперь, Nintendo Россия?

Разработчики из AlphaDream, кстати, решили добавить в 3DS-версию Easy Mode. То есть, режим, превращающий и без того простую игрушку в развлечение для детсадовцев. Знаете, когда я пишу об этом, то начинаю понимать, почему в игре напрочь отсутствует стереоскопическое 3D… А вот как малышам проходить ролевую игру на чужом языке – догадывайтесь, пожалуйста, сами.

Не спасает ситуацию и хиленькая интеграция amiibo. Она есть, но так, сугубо для галочки. У меня фигурок amiibo нет, но судя по информации на сайте Nintendo, их использование даёт лишь дополнительный «шмот» и всяческие аксессуары (точнее, валюту на их покупку). Эх.

Do you have any amiibo that look like this?
Таких amiibo у меня не нашлось.

Но вот же, вот она, главная новинка релиза! Bowser’s Minions – целая отдельная мини-игра, идущая в комплекте с основным продуктом. Вы не ослышались, это действительно МИНИ-игра. Есть у неё свой сюжет, повествующий о том, как храбрый Гумба и сотоварищи отправляются на поиски своего верховного предводителя – Боузера. По сути, просто небольшое ответвление от главной истории. Никакой ценности, помимо комедийной, оно ожидаемо не несёт.

Геймплей в Bowser’s Minions – чистой воды тактика. Собираешь своё войско в соответствии с особенностями врага и… смотришь, как твои солдатики ожесточённо мочат солдатиков вражеских. Иногда нужно жать кнопку А, чтобы твой солдатик ударил другого. А иногда нужно крестовиной выбрать какую-нибудь команду, чтобы вражеский солдатик не ударил твоего.

IS THIS A REFERENCE TO- ?

На этом всё разнообразие Bowser’s Minions заканчивается. Как по мне, штука халтурная, но скоротать какое-то время всё-таки можно. Хотя бы ради шуток про очень глупого Гумбу-командира.

Mario & Luigi: Superstar Saga – прекрасная игра, давшая свет целой новой линейке видеоигр про Марио и его брата Луиджи. Это маленькое произведение искусства определённо стоит вашего внимания. И оно точно стоило чего-то большего, чем то, что мы получили в качестве ремейка. Ведь фанаты, которые возьмутся проходить эту игру во второй раз, пусть и в новой инкарнации, уже не смогут найти для себя ничего нового. И это действительно печалит.

С другой стороны… Это всё та же любимая Superstar Saga. Та самая игра, которую с теплом встретили как критики, так и игроки. Но теперь она лучше, современнее. Представьте: и без того шедевральную вещь сделали ещё круче! И, чёрт возьми, в её мир так и тянет окунуться вновь, дабы получить всё то же море позитивных впечатлений. А ругать разработчиков за напрасную лень… как-то уже и язык не поворачивается.