Рецензия: Night in the Woods

Современный игровой ландшафт трудно обвинить в однородности: игры затрагивают самые разные жизненные темы или, наоборот, уходят от связей с реальным миром в принципе. Сейчас уже никого не удивишь игрой, которая рассказывает о жизненных трудностях, — и, может быть, поэтому создатели Night in the Woods решили «спрятать» свой месседж за красочной и безобидно выглядящей адвенчурой. Стоило им это делать или нет — вопрос отдельный, потому что даже в сравнении с другими подобными релизами Night in the Woods отличается в наилучшую сторону.

Издатель: Finji
Разработчик: Infinite Fall
Платформа: Nintendo Switch

Копия игры для рецензии предоставлена Finji.

Первое, что стоит сказать — это то, что собственно геймплея в традиционном понимании в игре не так и много; его даже меньше, чем в классическом, наводнённом инвентарными пазлами квесте. Night in the Woods — это в первую очередь история, мир и привлекательное сплетение недосказанностей. Но оставьте снобизм по поводу «симуляторов ходьбы» за порогом: Night in the Woods даёт игрокам выбор — оставлять эти недосказанности до сюжетной кульминации или пытаться разобраться в них по ходу повествования. Делать этот выбор, поверьте, нелегко: как только мы отвлекаемся от линии сюжета и начинаем говорить с «лишними» персонажами или обращать внимание на «лишние» вещи, игра даёт нам знать, что за милыми зверушками и зарисовками на тему студенческо-молодежной жизни скрываются пугающие тайны.

Поначалу вам может казаться, что какого-то увлекательного сюжета в игре и нет. Мы всего лишь играем за кошечку Мэй Боровски, у которой, как и у многих из поколения вашего покорного слуги, не всё срослось с институтом, и она вернулась домой к родителям, в безнадёжный шахтерский городок Поссум-Спрингс. В городе определенно происходят странные и даже страшные вещи, однако до самого последнего они служат в первую очередь фоном для простой жизненной попытки Мэй влиться в компанию друзей детства и вернуться в старую жизнь. Но, во-первых, со временем сюжет начинает развиваться подобно американским горкам, а во-вторых, вовсе не перипетии истории являются главным коньком Night in the Woods.

Жизненность Night in the Woods, которую так-то и не ожидаешь от мимикрирующего под платформер квеста с антропоморфными зверушками в качестве героев, — вот что заставит вас прильнуть к экрану на пару-тройку уютных вечеров. Опять же, это особенно верно, если вам, как и самой Мэй, в районе двадцати, и вы точно так же пытаетесь разобраться в окружающей жизни и собственных демонах — и при этом не забыть по пути оттянуться с друзьями или побаловать себя пиццей. Помимо тем, хорошо знакомых любому человеку, игра плотно затрагивает и более специфические, с которыми встречался далеко не каждый, — но о которых, тем не менее, каждый должен иметь представление чисто для своего же личностного развития. Говорить что-то большее по этому поводу было бы уже сродни спойлерам, поэтому я лишь замечу, что был приятно удивлен, насколько тактично и правильно игра подходит к обсуждению данных тем.

Автор статьи, играя в Night in the Woods, заново пережил определённые ощущения из конкретно взятой личной жизни. На третьем курсе института, когда отчисление из-за проблем с учёбой было лишь делом времени, я несмотря ни на что пытался жить беззаботной жизнью, обманывая родных, знакомых и… в первую очередь себя. Испытывали подобное сочетание беззаботности и нагнетающей боязни за будущее? Тогда, в общем, вы можете больше не читать. Идите и берите игру сию же секунду: вы уже знаете о ней достаточно.

Тем не менее, стоит сказать отдельное слово минимум о саундтреке, который, как только вы его оцените, займёт видное место в вашем плейлисте. Здесь есть всё, что полагается хорошо выверенному продукту композиторов и звукорежиссёров: лейтмотивы различных героев и ситуаций; смены тона, прекрасно вписывающиеся в игровой момент; и, конечно же, просто запоминающиеся и порой берущие за душу мелодии. Также обращу внимание на то, что вместе с основной игрой вы получаете и пару-тройку побочных: они помогут утолить горечь расставания с миром Night in the Woods, который вы в конечном итоге определенно полюбите. А в случае со «встроенным» ретро-слешером Demontower можно и немного отвлечься от нарративной сути игры.

Если говорить исключительно о том, как игра была портирована на Nintendo Switch, то тут нельзя сказать что-то особое: перед нами прямой порт версии Weird Autumn Edition с других платформ без каких-либо моментов, отличающих его в хорошую или плохую сторону. Стоит, однако, отметить, что для игры характерна странность, почему-то общая для многих инди-игр на платформе: при игре на ТВ текст рендерится немного по-другому, и фон будто бы «наплывает» на буквы, делая их менее сглаженными. В одной из секций игры, богатой на печатный текст, это приводит к тому, что глазам определённо становится некомфортно. Помимо этого, вашему покорному слуге удалось обнаружить баг, выбивающий консоль в «экран смерти», и уверенно повторить его несколько раз: для этого достаточно слишком быстро загрузить игру после её сохранения и выхода в главное меню.

Также хотелось бы видеть в версии Night in the Woods для Nintendo Switch поддержку ачивментов, которую по понятным причинам вырезали, при этом почему-то не сделав её частью самой игры. Повествование игры хоть и весьма линейно, но за одно прохождение, особенно первое и/или не совсем вдумчивое, нельзя увидеть абсолютно все ситуации и исходы игры. Какой-либо индикатор (если уж не через достижения, то хотя бы на уровне «звёздочки на сохранении») определенно не помешал бы.

Но что это в общей картине? Всего лишь придирки, ведь Night in the Woods — это замечательная интерактивная история, которую я бы по возможности представил каждому. Не побоюсь также громкого сравнения и скажу, что Night in the Woods — это видеоигровой аналог «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, но для поколения миллениалов. Даже во времена, когда игры наподобие Life is Strange и This War of Mine уже никого не удивляют, Night in the Woods оставляет уникальное впечатление, которое ещё долго будет греть и приятно тревожить вашу душу.