Что такое Nintendo Labo? Конструктор? Видеоигра? Образовательное ПО? Для кого созданы это картонные изделия и стоит ли они вашего внимания? В этом решил разобраться Юрий Литвиненко.
С художественной и информационной точки зрения, обзор видеоигры – вещь достаточно типовая. Попытки придумать что-то радикально новое в этом поджанре провалились ещё в 90-х, так что опытный читатель может сразу расчленить описания игры на составляющие – тут, значит, говорят о графике, там описываются проблемы, а здесь растекаются в штампах в попытке описать жанр. Плавали, знаем. Какая там ещё раз оценка?
О Nintendo Labo нельзя писать в таком формате. Не потому, что это что-то заслуживающее восторженнейших эпитетов, а просто потому, что это и не видеоигра по своей сути. Ощущение от того, что держишь в руках продукт от Nintendo (или от игровых отделений Sony или Microsoft, раз на то пошло), пропадает сразу после того, как берешь коробку в руки. Нет, не видеоигра это, не повод кидать фанбойские помидоры друг в друга, желчить в комментариях или меряться пикселями, герцами и проданными копиями.
С чем сравнить это ощущение? Наверное, с тем моментом, когда вы в детстве получаете в подарок офигенно крутую игрушку. Или не получаете, а смотрите на неё на витрине, пока родители говорят вам, что она слишком дорогая. Nintendo Labo – словно продукт «альтернативной Nintendo», которая никогда не открывала для себя аркадные автоматы и консоли и в конечном итоге так и осталась компанией по производству игрушек.
А так как игрушки – вещь ориентированная в первую очередь на детей, то и эта рецензия тоже писалась в том числе и по впечатлениям моих младших родственников, брата Максима (13 лет) и сестры Алёны (4 года). Подходить к обзору Nintendo Labo в каком-то ином возрастном составе я считаю сродни написанию обзора игры с выключенным звуком – не та картина.
Nintendo Labo – это серия из (пока что) двух наборов «умных конструкторов», использующих детали из листов гофрированного картона. «Ум» картонным конструкциям, называемым Toy-Con’ами, придают контроллеры Joy-Con и различные сенсоры, установленные в них; они же, в сочетании с механическими элементами вроде резинок и катушек, обеспечивают достаточно убедительную обратную связь. Если не брать в расчёт техническую сторону, то сама Nintendo Switch в этом плане вторична – в большинстве сценарием она лишь служит «монитором» для инструкций и мини-игр; основное взаимодействие с Labo – через картон.
Для обзора я использовал первый набор под названием Variety Kit, состоящий из пяти моделей – вибромашинки (а, если быть точнее, то аж двух), удочки, мотоцикла, дома со зверьком и пианино. Однако мне бы хотелось не удариться в разбор каждого Toy-Con’а или каждой мини-игры, а взглянуть на Nintendo Labo как на цельный опыт, сочетающий в себе каждое из трёх пресловутых элементов – «Создавай», «Играй» и «Узнавай».
Разумеется, так как перед нами в первую очередь конструктор (о чём почему-то забывают писатели и читатели видеоигровых изданий), ваш покорный слуга предпочёл сделать акцент именно на «картонной» части экспириенса. Нам с братом, завалившими квартиру наборами LEGO, есть с чем сравнить Nintendo Labo, и мы оба можем сказать, что он включил в себя лучшие практики хороших конструкторов. Тут и логичное зонирование элементов в коробке и на листах, и толковые инструкции, и маркировка деталей, исключающая ошибки при сборке – есть даже запасные элементы взамен тем, которые могут износиться. Есть и определённые моменты, которые очевидно были взяты Nintendo из мира видеоигр – например, «туториал» в виде небольшого держателя для Joy-Con. Он собирается за три минуты, не входит в «официальное» число Toy-Con’ов и по большей части бестолков, однако именно на нём игроки узнают, как выдавливать детали из листов, сгибать их по швам и вставлять защёлки в пазы. В процессе сборки всех Toy-Con’ов это предстоит сделать не одну сотню раз.
Стоит отметить, что конструктор словно был создан для того, чтобы собирать его вдвоём. В частности, инструкции предлагают вам листы для выталкивания новых фигур парами по два, и вдвоём эта (без обиняков) наиболее монотонная часть Nintendo Labo становится заметно интереснее. При этом если каждый из двоих игроков будет работать именно с теми деталями, которые он выдавил, то ни один из них не успеет заскучать – от безделья ли или от постоянного сгибания-складывания конструкций.
Разумеется, когда листы начинают принимать объём и форму, и три странных недо-коробочки превращаются в телескопическую удочку, о скуке забываешь напрочь. Каждый из Toy-Con’ов имеет определённый элемент, который заставляет сказать в уме: «Я и не представлял, что такое можно сделать с помощью картона». «Такое» – это или «такое прочное» (штырь из вдесятеро сложенного листа), или «такое функциональное» (штыри со световозвращающими метками, которые, фиксируясь ИК-камерой, дают консоли знать, что за штырь вставлен), или «такое реалистичное» (катушка на резинках, которая тянет леску удочки вниз). Такие «маленькие удивления» сами собой побуждают игрока долго сидеть после сборки Toy-Con’ов и думать о том, чего бы ещё такого крутого можно собрать из картона. Большинству видеоигр если и удаётся так засесть в голове, то разве что какими-нибудь вывертами сюжета или игрой на эмоциях; с Nintendo Labo это просто дело пары часов возни с картоном.
Готовый захватить воображение ещё сильнее, в игре прячется Гараж Toy-Con, в котором можно самому создавать программы с применением Joy-Con’ов, самой консоли и, собственно, любого объекта реального мира, включая уже готовые Toy-Con’ы. В своей статье на Nintendo Life я выражал надежду, что этот режим (тогда ещё не анонсированный, но уже затизеренный в трейлере) сделает Labo своеобразным конкурентом LEGO Mindstorms – очень масштабного, но все-таки слишком «технического» конструктора. Поигравшись со средой разработки Labo, я был рад увидеть, что мои надежды оправдались – она действительно сочетает простоту и гибкость. Соединяя друг с другом логические элементы и настраивая их параметры, можно делать поистине крутые вещи – причём, даже не имея в голове плана по созданию чего-то грандиозного, можно «случайно» сделать хорошую микро-игру. Например, я, «заскучав» в гараже Toy-Con на полчаса, создал что-то вроде виртуального тира, реагирующего на показания с ИК-камеры – и при этом всего за пять минут сделал довольно убедительную HD-вибрацию.
Кстати, Nintendo Labo, в особенности раздел «Узнавай», рассказывает очень много в том числе и об устройстве Joy-Con’ов. Представленная в нём информация очевидно рассчитана на детей и по содержанию, и по форме подачи (отчего и расстраиваешься, что ПО Labo никак не русифицировано), но взрослые также могут узнать много нового – например, о том, как именно работает пресловутая HD-вибрация и почему она такая точная. Мультяшные герои рассказывают об устройстве Toy-Con’ов в частности и о физике с механикой в целом, и, где надо, дают игроку возможность посмотреть ролики и поиграться с интерактивными схемами – всё в духе хороших мультимедиа-энциклопедий и edutainment-игр рубежа тысячелетий.
К слову об играх: вам наверняка показалось странным, что я не рассказал собственно о мини-играх, в которые можно играть с помощью Toy-Con. Дело в том, что они… скажем так – при игре в них получаешь удовольствие не от видеоигры как таковой, а именно что от использования картонных принадлежностей. При этом не стоит сравнивать Toy-Con’ы с дурацкими китайскими насадками для «виимоута» прямиком из 2007-го – самая что ни на есть механическая обратная отдача, а также тот факт, что ты сам сделал себе контроллеры, делают игровой процесс в порядки веселее, чем он, наверное, того заслуживает. Исключение из правила составляет, пожалуй, только пианино Toy-Con – этакий «KORG для маленьких»; впрочем, моё впечатление от игрушечного инструмента притупилось наличием цифрового клавишного инструмента в доме.
Что в сухом остатке? А сухой остаток-то выделить и трудно. Nintendo Labo – это вещь, которая играет или на приятных воспоминаниях из детства, или, если речь идёт о собственно детях, их особом мировоззрении. В этом плане Labo «играет на ностальгии» куда сильнее, чем любая отсылка и любое переиздание. И, хоть я и «по регламенту» выставляю конструктору свою цифровую оценку, главным критиком здесь должна быть моя сестра – она под руководством своего старшего брата собрала из картона машинку, а потом с боязнью и заливистым смехом смотрела, как она следует за её ручкой.
Вот после этого сиди и думай, что есть игра, а что – интерактивное кино…
Набор Nintendo Labo Toy-Con 01: Variety Kit для рецензии был предоставлен Nintendo.