Рецензия: Final Fantasy Crystal Chronicles Remastered Edition

Хроники недоумения

Ностальгия — опасная штука, которая заставляет делать нас нерациональные вещи. Кто-то записывает на своей магнитоле микстейпы из музыки 90-х, кто-то скупает старые журналы, а кто-то решает выпустить ремастер полузабытой игры начала 6-го поколения консолей.

И знаете, назвать релиз FINAL FANTASY® CRYSTAL CHRONICLES™ Remastered Edition (sic) нерациональным очень легко. Забегая вперёд скажу, что несмотря на культовый статус этой игры среди отдельной группы геймеров, играть в неё в 2020 году невозможно, потому что она не только попросту морально устарела, но и в процессе ремастера стала ещё хуже, испортив кооперативную составляющую донельзя.

Как это произошло? Ну во-первых, сам по себе игровой процесс игры довольно скучный.

Crystal Chronicles — игра, ориентированная прежде всего на кооперативное прохождение. Сюжет здесь довольно скудный, несмотря на красивые ролики в самом начале игры и подаётся в основном в виде текста. Мир Crystal Chronicles поражён напастью под названием miasma — почти вся поверхность планеты покрыта ядовитым газом, разогнать который могут только кристаллы, разбросанные по всему миру и вокруг которых простой народ строит дома. Ваша задача — собирать эти кристаллы и приносить их всем нуждающимся. Вокруг «миазмы» и кристаллов, кстати, завязана и одна из главных фишек игры — почти все места в игре заражены этим газом, и спасти от него может только чаша с кристаллом, которую должен нести в руках один из игроков. Этот кристалл очищает воздух в определённом радиусе, и выйдя за него, вы начнёте получать урон. Таким образом вся компания из четырёх игроков должна кучковаться вокруг одного человека, который должен переносить чашу из одного места в другой, и таким образом контроллировать процесс игры. На словах это звучит интересно, но на деле выходит так, что одному из игроков попросту приходится работать носильщиком, поскольку когда кристалл у вас в руках, ни махать оружием, ни использовать магию нельзя. А когда начинаются споры вокруг того, в какую сторону лучше повернуть, последнее слово в любом случае остаётся за тем, кто несёт кристалл. Не то, чтобы это как-то сильно влияет на прохождение — уровни здесь довольно линейные, и большинство ответвлений ведут в тупики. Причём часто в них ничего и нет — доходило порой до такого, что зачистив от врагов отделение в пещере, я с друзьями удивлялся тому, что ничего интересного там не спрятано, несмотря на обилие дополнительных ходов, ведущих в никуда.

Головомки в Crystal Chronicles есть, но называть их «головоломками» было бы слишком помпезно — по большому счёту они сводятся к нажатию кнопок в определённой последовательности, которую можно узнать в порядке перебора. Правда, они сделаны из рук вон плохо — на одном из уровней, к примеру, вам нужно прокатить вагонетку через шахту, но игра не говорит вам, как вагонетку нужно двигать и что делают переключатели около рельс. Вам нужно самостоятельно догадаться, что по вагонетке нужно ударить оружием, чтобы она покатилась вперёд. Откатить её назад тоже нельзя, а если вы забудете её перенаправите на одной из развилок, она угодит в стену, разобьётся и появится в самом начале пути, заставив вас медленно ковылять туда через весь уровень обратно на старт. Это не развлечение, это работа.

Одной из фишек этой игры является экшен-ориентированная боевая система, которая не похожа ни на пошаговые бои из основных выпусков Final Fantasy до XV части, ни даже на первую Kingdom Hearts, вышедшую годом ранее версии «Хроник» для GameCube. Она здесь очень простая, даже слишком: на ваш выбор несколько действий, которые можно назначить на лицевые кнопки геймпада, среди которых могут быть атака оружием, магическая атака, лечение, блок и т.п. Составлять из физических атак какие-нибудь интересные комбо-удары нельзя, совершать выкрутасы как в той же Kingdom Hearts не дают, а самая интересная механика игры — магические действия, которые можно комбинировать с магией других союзников — подводит неудобное исполнение. Для того, чтобы использовать магию, нужно зажать определённую кнопку и при помощи стика навести на точку на земле — магия подействует на всех врагов или союзников в определённом радиусе вокруг. Чтобы объединить магические способности, вы и ваш друг в кооперативе должны навестись на одну и ту же точку (если вы играете в одиночку, то это делается отдельной командой) и отпустить кнопку примерно в одно время. Делать это очень неудобно — всё потому, что процесс наведения магией на цель очень медленный, а во время наведения нельзя передвигаться, что делает вас ещё более уязвимым к атакам врагов. Да, тут есть разные классы с разными типами оружия и элементальная магия, но влияют они на игровой процесс совсем мало — даже не пользуясь ими вчетвером вы будете проходить всех боссов на раз-два. Ах да, боссы тут тоже неинтересные — просто уворачивайтесь от атак, вовремя воскрешайте друзей и просто нанесите как можно больше урона врагу за как можно меньшее время.

Получается, что в одиночном режиме играть даже чуть проще — кристалл, защищающий от миазмы, можно перетаскивать по нажатию кнопки без споров с союзниками, использовать комбо-магию можно самостоятельно, а пройти игру можно и самостоятельно.

И к сожалению, если вы хотите пройти сюжет, то вам это рано или поздно делать придётся, потому что кооперативный режим в игре выполнен отвратительно. Даже хуже, чем в оригинале на GCN. По какой-то странной причине, во время кооперативного прохождения игры очки и прогресс засчитываются только хозяину лобби, а один-три остальных игрока получают ровным счётом ничего. Даже сюжетные тексты в виде писем после каждой миссии может прочитать только хозяин лобби, в то время как все остальные игроки будут смотреть на пустой экран. Причём для того, чтобы играть онлайн с друзьями, потребуется обменяться… френд-кодами. Полагаю, это сделано в угоду более лёгкому кросс-плею, но тот факт, что присоединиться к кому-то из списка друзей на Switch нельзя, оставляет желать лучшего.

Но главной фичей, которая делала Crystal Chronicles такой любимой игрой среди фанатов GameCube — поддержка локального кооператива при помощи GBA и специального кабеля, который ещё поддерживала в похожей конфигурации разве что The Legend of Zelda: Four Swords.

К сожалению, в Remastered Edition локальный кооператив вырезали и добавлять обратно не собираются. Играть можно только онлайн — но к счастью, для мобильных устройств и других консолей выпустили бесплатные лайт-версии игры, в которых доступна большая часть контента из кооперативного режима. Играть можно и через кросс-плей с владельцами других консолей — так что воссоздать магию оригинала в какой-то мере можно, но только собравшись в одной комнате с несколькими консолями или смартфонами и подключившись к интернету.

Качество картинки тоже оставляет желать лучшего — по сути, графическая составляющая осталась неизменной со времён GameCube, только сделали более высоким разрешение, улучшили качество фильтрации текстур и добавили шрифты почётче. Благо, стиль игры и дизайн персонажей довольно приятный и мультяшный, из-за чего он страдает не так сильно от недостатка переделанных ассетов. Частота кадров как была 30 кадров в секунду в оригинальной версии, так и осталась — а жаль, с таким уровнем графики можно было бы добиться и 60 FPS. Так и со всей Crystal Chronicles — вроде бы можно было сделать лучше, но не сделали.

В итоге, тот факт, что Crystal Chronicles Remastered Edition вообще существует, вызывает у меня недоумение. Это далеко не лучшая часть серии Final Fantasy, и даже не лучшая часть Crystal Chronicles (это звание уходит Ring of Fates с DS — там и сюжет лучше, и геймплей интереснее). Неужели ностальгия действительно такая сильная вещь?

Если кто-то из ваших знакомых всё-таки обзавёлся этой игрой, несмотря на предупреждения — можете составить ему компанию в кооперативном режиме в лайт-версии. Но не думаю, что вы захотите задержаться в мире Crystal Chronicles Remastered надолго — тем более,что на Switch полно куда более интересных игр серии Final Fantasy.