Super Smash Bros. Ultimate: обзор месяц спустя

Илья Рябцев о Super Smash Bros., огромных играх и о том, может ли новая часть легендарной серии действительно быть «ультимативной»

Для начала немного прозрачности: этот обзор я планировал выпустить намного раньше, где-то в конце декабря 2018-го, чтобы успеть перед новогодними праздниками. Однако как и полагается, все планы пошли наперекосяк, и этот текст в итоге опоздал на целый месяц. И так получилось, что завтра исполнится 20 лет со дня выхода первой игры серии Super Smash Bros. для Nintendo 64. Поэтому раз нам не удалось достойно отметить релиз Ultimate в декабре, то давайте сделаем это сейчас, накануне юбилея серии!

Файтингами-кроссоверами сегодня, кажется, никого не удивишь. Но только если речь не идёт о Super Smash Bros. Выход каждой новой части «Смэша» — это большое событие. Ещё со времён Brawl каждый анонс игры в серии разрывал интернет тонной реакций, слухов и обсуждений. И понятно почему — только Smash Bros. обладает магией, способной продавать тысячи консолей и разжигать к себе интерес не только фанатов Nintendo, но и просто тех, кто любит хорошие игры.

И казалось бы, всё, что требовалось от Масахиро Сакурая и его команды — это выпустить улучшенный порт Super Smash Bros. for Wii U и дело с концом. Но Сакураи не был бы Сакураем, если бы не смог вновь превзойти все наши ожидания.

Super Smash Bros. Ultimate не воспринимается как обновлённая версия Smash Bros. с Wii U. Несмотря на своё сходство с предшественником прошлого поколения, этот выпуск радует кучей нововведений, больших и маленьких, которые ставят Ultimate особняком и делают его действительно новой главой в серии Smash. Однако как бы многим из нас не хотелось, выпустить идеальную игру у разработчиков не вышло: как ни крути, но такой амбициозный проект не мог не сделать несколько ощутимых промахов в своём исполнении.

Но давайте обо всём по порядку.

Издатель: Nintendo
Разработчики: Sora Ltd., Bandai Namco Games, HAL Laboratory, Nintendo
Платформа: Nintendo Switch

Код игры для рецензии предоставлен Nintendo

Старый новый Smash

Как и прошлая часть, Super Smash Bros. Ultimate радует огромным ростером бойцов, состоящий не только из вернувшихся из всех прошлых выпусков ветеранов — Марио, Линка, Кирби, Зельды, Самус, Пикачу и многих, многих других, но и новичков — Саймона и Рихтера Бельмонтов из Castlevania, Инклингов из Splatoon, К. Роля из Donkey Kong Country… всего без DLC аж 73 персонажа. В каком ещё файтинге (не считая фанатских поделок на MUGEN) можно найти столько персонажей?

Ядро игры тоже осталось неизменным. Цель боя — не просто понизить здоровье противников до нуля, а выкинуть их за край арены (хотя режим игры на очки здоровья тоже существует как опция). Удары, конечно, наносят бойцам урон, и чем больше персонаж накапливает процентов урона, тем сильнее он отлетает от атак, и тем легче его нокаутировать. На помощь в бою приходят различные предметы, Покемоны и оружие, каждые из которых имеют своё применение. Схватки происходят на аренах, многие из которых во время игры не остаются статичными: на них то меняется расположение платформ, то появляются препятствия. На арене «Шафран-Сити» из Pokémon вас может атаковать Поригон, на «75 м» из Donkey Kong — прилететь взрывная бочка сверху, на «Трассе Радуга»  — переехать Скромняга на гоночном карте, а в Pictochat — сдуть нарисованный смерч. Большинство арен вернулось в обновлённом виде из предыдущих выпусков серии. Увы, места для новых осталось мало: их всего четыре штуки. Жаль. Но к счастью, среди всего огромного списка арен нельзя назвать такие, которые были бы откровенно слабыми или которые мешали получать от игры удовольствие, а даже если вам что-то субъективно не нравится, то выбор настолько велик, что нужный вариант найдётся для любого игрока. Особенно если учитывать, что угрозы на аренах можно отключать, а также превращать их в подобие всеми любимого «Поля боя» с его двумя уровнями платформ или плоской «Последней арены».

Все удары и спец-удары выполняются при помощи комбинаций из наклона стика и нажатия кнопок A или B, а захваты противника и блоки — кнопками ZL/ZR или L/R (при необходимости которые можно переназначить).

Но у каждого бойца есть своя «изюминка». К примеру, удары Боузера или Инсинероара наносят много ущерба, но передвигаются они медленно, Кирби может засасывать противников и перенимать их способности, а Рихтер Бельмонт — держать оппонентов на расстоянии при помощи своего хлыста. Кроме того, у каждого персонажа можно подкорректировать характеристики (об этом чуть позже), а при желании — импортировать свой Mii-аватар в игру в качестве бойца или отсканировать совместимую фигурку amiibo, чтобы играть против неё, как против навороченного бота.

По сравнению с Super Smash Bros. for Wii U, Ultimate получила кучу изменений игрового баланса, направленных на то, чтобы сделать игру агрессивнее и быстрее, но при этом понятнее. К примеру, в боях 1-на-1 урон наносится сильнее, чем в боях на 4 и более игроков, при приближении к краям арены на экране появляется мини-радар, супер-атаки, называемые здесь Final Smash, стали короче, а заработать их можно не только разбив специальную Смеш-сферу, но и накопив специальный счётчик (который можно включить или выключить в опциях боя). А тому, как изменился каждый отдельный персонаж, можно посвятить отдельную энциклопедию, чем сейчас и занимаются фанаты соревновательной игры по всей планете.

Мультиплеерное веселье

Вообще, для большинства игроков Super Smash Bros. это, в первую очередь, мультиплеерная игра. И понятно почему: только в боях с другими людьми раскрываются самые весёлые аспекты игры, а благодаря простоте освоения её основ, популярности Smash могут позавидовать все традиционные файтинги. И Ultimate — не исключение. Игра содержит тонну опций для игры как по интернету, так и с друзьями локально: вы можете задать нужное вам количество жизней, таймер, скорость игры, включить или выключить нужные предметы и другие опции. Разделение онлайн-режима на два «лагеря» — For Fun и For Glory — в Ultimate исчезло. Теперь любителей играть «по-серьёзному», с отключенными предметами и на избранных аренах без случайных угроз, могут создать особый набор правил и искать себе оппонентов в соответствии с его критериями. Общение с другими игроками, как обычно, сильно ограничено, и голосовой чат требует использования приложения Nintendo Switch Online. То, насколько хорошо пройдёт онлайн-матч, зависит от вашего везения, местоположения, качества связи и количества игроков: на плохом Wi-Fi игра может быстро превратиться в кошмар даже в боях 1-на-1, а при наличии Wi-Fi на частоте 5 Ггц или даже Ethernet-адаптера и бои на четверых не будут проблемой.

Режим зрителя из Smash for Wii U & 3DS тоже вернулся: как и в прошлом выпуске серии, вы можете просто наблюдать за чужими матчами. Возможность делать ставки внутриигровыми монетами на того или иного бойца, правда, вырезали.

Локальный мультиплеер тоже сделан отлично: на одной консоли могут играть до восьми игроков одновременно (в онлайне — максимум 4 игрока), а подключить консоли можно не только контроллеры, предназначенные для Switch, но и геймпады GameCube, если у вас есть для этого специальный адаптер (подходит как новая версия для Switch, так и старая для Wii U).

Путешествие с духами

Но Smash Ultimate, разумеется, не ограничивается только мультиплеерными боями. Помимо игры с другими людьми и ботами игроков ожидают и обширные синглплеерные режимы.

Давайте посмотрим на главный такой режим игры, «Путешествие», он же «Звезда надежды», он же World of Light. Все ожидали от него новую и улучшенную сюжетную кампанию в стиле Subspace Emissary, с кучей катсцен, крутыми боссами и грандиозной финальной битвой с новым злодеем Сияном (Galeem). И плюс, может, без филлера типа уровней в стиле платформеров.

Однако получили в итоге мы режим с большой мировой картой, тонной миссий, все из которых, за исключением боссов, являются боями с персонажами с небольшими геймплейными уловками.

Сюжет «Звезды надежды» максимально прост: главный злодей, Сиян, он же Galeem, захватил кучу персонажей видеоигр (как бойцов, так и неиграбельных ребят) и использует их духи, чтобы контролировать таким образом целую армию злых «марионеток». Спасти всех может только единственный не попавшийся Сияну боец — Кирби, а также бойцы из ростера Smash, которых вы будете открывать по мере прохождения.

После одной красивой катсцены вас выбрасывает на огромную карту, по которой вы будете бродить всё время игры в «Звезду надежды», проходя миссии и сражаясь с духами. По сути, эти духи — персонажа из игры или серии игр, представленный артом и набором характеристик (это может быть, например, очень сильный уроном оружием ближнего боя, повышенная прыгучесть, устойчивость к огню/льду/взрывам или пониженная выбиваемость). В «Приключении» они привязаны к марионетке, являющейся персонажем из ростера бойцов. Почти каждая миссия в этом режиме — бой с таким духом на арене, которая, в свою очередь, может быть снабжена отдельной уловкой. Например, Хэл Эммерих из Metal Gear Solid — это Доктор Марио, который будет избегать с вами боя и пользоваться прикрытием робота Р.О.Б.-а, Револьвер Оцелот — Фокс МакКлауд с повышенным уроном пистолета на карте с наэлектризованным полом, а Инфинит из Sonic Forces — серый Соник, во время боя с которым арена будет периодически переворачиваться вверх ногами. Да, чувство юмора у разработчиков неплохое.

Пройдите миссию — и дух встанет на вашу сторону и позволит перенести его характеристики на вашего персонажа, дав ему необходимые баффы, которые потом можно использовать в боях с другими недругами (или даже в других режимах игры). Если свойства духа вас не устраивают, их можно отправить в одно из расположенных на карте додзе и наделить его иными свойствами. Игра это очень поощряет — некоторые бои в «Звезде надежды» пройти без нужного духа, нивелирующего сильные стороны противника, практически невозможно. Выбираем бойца, подбираем нужных духов — в бой, побеждаем, продвигаемся дальше.

И так аж два-три десятка часов. И первое время в «Звезду надежды» играть было довольно весело. Однако уже через два часа это действо мне показалось чересчур монотонным. Увы, но как я выяснил на своём опыте, играть в «Приключение» длинными сессиями становится скучно. Причиной тому — однообразие этого режима. После пары десятков боёв против ботов с баффами вам неминуемо станет скучно, и эту скуку не разбавляют ни катсценами, ни минииграми (все они вынесены в другие режимы), ни боссами (коих тут по сравнению с рядовыми духами слишком мало), ни разблокируемые бойцы (которых игра выдаёт ну очень неохотно).

Не помогает и тот факт, что отдельные миссии просто раздражительно несбалансированные. К примеру, в миссии с духом доктора Уайли меня заставили победить бой на здоровье против не двух, не трёх, не четырёх, а восьми металлических Мегаменов, каждый с 100 HP и пониженной выбиваемостью. Или против 9-Volt и 18-Volt (Житель и Инсинероар), которым помогал трофей ковбоя, стрелявший в меня через всю арену. Даже с нужными духами эти бои настолько приводили меня в бешенство, что я несколько раз рейджквитил из игры и хотел удалить её с консоли.

В итоге, пока доберёшься до своего бойца-любимчика, пока соберёшь нужных духов, пока пройдёшь отдельные особо подлые миссии, играть расхочется. Увы, но Subspace Emissary 2 из «Приключения» не получилось, хотя те катсцены, что есть в игре, сделаны классно. Поэтому играть в этот режим лучше короткими сессиями, чтобы он не успел приесться.

Рядом с «Приключением» расположился режим «Доска духов», ротация миссий в котором производится по таймеру. Правда, чтобы разблокировать духа по прохождении миссии, нужно зачем-то выстрелить в него из пистолета, не задев крутящийся вокруг него щит. Если не получится — придётся пробовать заново, и так — пока удача не будет на вашей стороне.

Духи настолько большая часть Smash Ultimate, что их присутствие не ограничено двумя режимами игры: вы также можете использовать их в классических битвах с другими людьми для изменения характеристик бойцов и скармливать их вашим бойцам amiibo. Ради них разработчики даже пожертвовали трофеями — внутриигровыми трёхмерными статуэтками персонажей различных игр, которые выдавались в предыдущих частях за различные достижения. Всего в Ultimate более 1000 духов, каждый из которых обладает теми или иным типовыми характеристиками, которые можно прокачивать или менять… в общем, чтобы использовать эту систему по-максимуму, вам не обойтись без гайда или таблицы.

Если же вам не нравятся режимы, заточенные под духов, то попробуйте поиграть в другие режимы: например, «Классику», вернувшуюся из предущих частей — выберите персонажа, уровень сложности, пройдите шесть боёв, победите в бонусных этапах и битве с боссом — и всё!

Также вы можете выполнять специальные задания из списка в разделе «Хранилище», слушать фонотеку, смотреть статистику игры и многое другое… если, конечно, вы сумеете разобраться в нагромождении, которое представляет собой главное меню игры. Оно неимоверно отвратительно и представляет собой пародию интерфейса Windows 8, доведённую до абсурда: в нём даже есть боковое меню с «чудо-кнопками», часть которых бесполезно копирует функционал других пунктов меню.

Главное меню Super Smash Bros. Ultimate

Какие-то разделы меню можно закрыть простым нажатием кнопки B, а какие-то — только её удержанием. Непонятно, почему режим локального мультиплеера между двумя и более консолями воткнули не в подраздел «Битва», а в боковое меню. А вишенкой на этом торте дизайнерского безумия является отсутствие тач-управления в портативном режиме: навигация по этой вакханалии опций и подразделов осуществляется исключительно при помощи кнопок геймпада. Всё сделано настолько нелогично, что для навигации по интерфейсу сделали отдельный справочный раздел, который поясняет, где что находится. Это очень плохо.

Опций, арен, бойцов и режимов, а также всяких бонусов в Super Smash Bros. Ultimate масса. Эта игра обладает просто монструозным количестве контента и возможностей. Её ядро, которое фанаты полюбили ещё со времён первой части, осталось таким же доступным и весёлым, а все персонажи из предыдущих выпусков наконец-то смогли собраться на одном картридже вместе с несколькими новичками. Однако одиночный режим «Звезда надежды» вышел довольно неоднозначным и местами плохо сбалансированным, система духов слишком наворочена и чрезмерно сложна для начинающих, а новых бойцов и арен из-за возвращения большого количества старого контента в Ultimate может показаться маловато.

Да и говорить о том, насколько хороша эта игра как киберспортивная дисциплина пока рановато: патчи всё ещё выходят, о DLC нам практически ничего не известно, а «товарищи по франчайзу» Super Smash Bros. Melee и Super Smash Bros. for Wii U всё ещё остаются популярными в соревновательном коммьюнити.

Но как ни крути, это Super Smash Bros. для нового поколения консолей, в которую можно играть где угодно и как угодно. И это не может не радовать.