Рецензия: Enter the Gungeon

Далеко не каждой инди-игре, взявшей в руки знамя rogue-lite, удаётся создать что-то по-настоящему непредсказуемое и увлекательное. Enter the Gungeon — одна из игр, которая смогла выстрелить и привнести в жанр своего огнестрельного шарма. И пушек. Кучу пушек.

Издатель: Devolver Digital
Разработчик: Dodge Roll Games
Платформа: Nintendo Switch

Копия игры для рецензии предоставлена Devolver Digital.

Если описывать Enter the Gungeon, используя аналогии с другими подобными играми, то можно вспомнить про The Binding of Isaac, Nuclear Throne и какой-нибудь bullet-hell дурдом в стиле Ikaruga. Но такая характеристика явно не рассказывает о многом, что есть в этой игре.

Для начала, Enter the Gungeon отличается от коллег по цеху своим особенным стилем. Игра радует превосходным пиксель-артом и отличными анимациями. Персонажи с выражениями лица наподобие ●__● забавно бегают по картам, прыгая с ноги на ногу, а тем временем антропоморфные патроны с милыми мордахами пытаются подстрелить их из револьверов. Внутриигровой текст насквозь пропитан каламбурами про оружие и нарочито несмешными шуточками, а на каждом этаже можно найти кучу книг или горшков, которые красиво разлетаются на клочки и черепки во время перестрелок. А все расставленные в комнатах столы так и хочется перевернуть на бок, даже если в этом нет практической пользы.

Абсолютно абсурден и сюжет игры. Вы — один из четырёх героев, которые пытаются по той или иной причине попытать свою удачу и найти Ружьё, Которое Может Застрелить Прошлое, дабы стереть ошибки своей прежней жизни. И всё! И весь этот праздник второй поправки к конституции США связывает драйвовый саундтрек, который так и движет тебя в бой даже в моменты спокойствия после очередной перестрелки.

enter the gungeon: shootout
Что сложно делать в Enter the Gungeon — так это красивые скриншоты, особенно на нижних этажах. Поэтому снимков экрана у меня вышло маловато.

Теперь о геймплее. Особенность игр жанра rogue-like/rogue-lite (и Enter the Gungeon — в их числе) в том, что каждый раз вы попадаете в уникально сгенерированный уровень, собираете случайно разбросанные предметы и оружие и надеетесь на то, чтобы это всё вам помогло разобраться со всеми врагами, которые попадутся вам на пути. Если вам не повезёт и вас убьют — придётся начинать сначала, с самого первого уровня. И чем глубже вы забредаете в подземелье, или, если говорить языком Enter the Gungeon, в «Оружелье», тем больше на вас будет давить риск проигрыша.

И проигрывать вы будете часто — продраться сквозь пуленепробиваемую сложность игры сможет только тот, кто делал не один забег в Оружелье и знает, чего ожидать от каждого этажа и умеет вовремя перекатываться от атак врагов.

2018011422290300-7F2F1111AFE3AA11E958B0ACD0B5B925.jpg

Но основная цель Enter the Gungeon не в том, чтобы сесть и пройти её от начала до конца, а в том, чтобы выполнить какое-нибудь задание, разблокировать какую-нибудь, чтобы потом пойти и осилить ещё какой-нибудь челлендж. Игра радует разнообразием всевозможных сайдквестов, которые можно выполнять в обмен на разные ништяки. К примеру, помогая одному из персонажей чинить лифты при помощи определённых предметов, вы сможете пропускать нужные этажи Оружелья, а освободив робота Быка и девушку Каденцию из темницы, вы получите доступ к магазину, через который сможете получать нужные пушки на ранних этажах.

Сами пушки, кстати, в Enter the Gungeon — основной источник непредсказуемости и веселья. Их тут немерено, и каждая обладает дурацким описанием и не менее дурацким специальным эффектом. В наличии есть всё, от АК-47 до метающего пламя трезубца, а когда в руки попадается какая-нибудь откровенная дичь вроде пукалки Мегамена или футболкометателя, начинаешь вообще дебильно хихикать над каждым киллом. Но тут уже как повезёт —  бывает и такое, что в руки попадается вообще полная ерунда, которая не подходит под твой стиль игры и хочется просто всё бросить и начать новый ран. А бывает, что попадётся какой-нибудь условный Нагибатор 9000, который разносит всё в пух и в прах и тащит тебя через любые проблемы до тех пор, пока не зазеваешься и не словишь своим котелком шальную пулю.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

А ещё Enter the Gungeon демонстрирует отличное знание такого понятия как game feel. Грубо говоря, у каждого действия есть отдача: взрывы сопровождаются смачными хлопками и вибрацией HD, убийства врагов — замиранием игры на один кадр, а когда вы используете холостой патрон (или как называет его игра, «пустышку»), чтобы расчистить экран от пуль, то от вас ещё отбрасывает вместе с противниками и мусор, находящийся под ногами. И все эти мелочи собираются в игру, в которую просто приятно играть.

С технической Enter the Gungeon для Nintendo Switch выполнена очень хорошо и не сильно отличается от оригинальной версии на ПК. Всё на месте — ничего не вырезано и чувствуется игра так, как надо. Не обошлось, однако, и без промахов, вроде бы и не мешающих геймплею, но вызывающих досаду. Локализация страдает от недочётов, которые явно не были выявлены при тестировании. К примеру, некоторые фразы элементарно забыли перевести, и они отображаются на английском. И непонятно, почему «blanks» по-русски назвали не «холостыми патронами», как положено, а «пустышками». Или почему Sir Manuel стал не «сэром», а «сиром». А шрифт для карточек боссов, отображающихся перед битвами с ними, использовали не жирный и яркий, как в оригинале, а просто обошлись стандартным пиксельным, которым написан весь текст в игре.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

От ПК-версии в порте на Switch остались и такие вещи, которых вообще не должно быть в консольной игре. К примеру, окно настроек видео. В нём есть раздел «Качество» с тремя опциями «Быстро», «Средне» и «Высокий» (sic!). Что они делают? Как они меняет внешний вид и производительность игры? Никто вам этого в самом меню не объяснит, так что придётся экспериментировать с настройками как какой-нибудь геймер-писишник (мой совет: поставьте опцию «Средне» и забудьте про неё).

Досадный прокол я обнаружил и в самом начале игры, в туториале. Сир Мануэль после прохождения одного из тестов внезапно провозгласил мне, что если я пользуюсь контроллером, то могу ещё использовать перекат кнопкой А... спасибо, но чем ещё, кроме контроллера, я могу пользоваться на Switch? Не клавиатурой и мышью ли?

К слову, о контроллерах. Несмотря на то, что Enter the Gungeon так и напрашивается на то, чтобы быть идеальной игрой для портативного режима, мне в неё нормально удаётся играть только в настольном режиме или на телевизоре. Нет, дело не в самой игре, а в Joy-Con. Уж слишком непривычно управлять действием при помощи маленьких стиков с небольшим ходом в игре, требующую чёткого прицеливания. На Pro Controller мне намного удобнее.

Enter the Gungeon радует своим взрывным геймплеем, великолепным визуальным стилем и саундтреком. Это отличный выбор для фаната «рогаликов», bullet-hell или просто игр, в которые можно подолгу играть небольшими отрывками. И ещё привлекательнее (особенно в сравнении с The Binding of Isaac) её делает относительно низкая цена (всего 349 рублей на момент написания рецензии!) и перевод на русский язык. Рекомендую.

Главный редактор XYAB. Любитель фотографии, подкастов и видеоигр. Поскольку жизнь не позволяет сидеть на одном месте, предпочитает стационарным консолям портативные.