Рецензия: Wolfenstein II: The New Colossus

Wolfenstein — нечастый гость на консолях Nintendo. После выхода Wolfenstein 3D на SNES, где куча контента была вырезана и зацензурена, игры серии обходили стороной приставки японской компании.

И вот, 24 года спустя, на Nintendo Switch появилась Wolfenstein II: The New Colossus. Над версией игры для гибридной консоли Nintendo шведский разработчик Machine Games работал вместе с техасской студией Panic Button, прославившейся среди владельцев Switch великолепными конверсиями Doom 2016 и Rocket League. Результат, как и с прошлыми работами компании, вышел впечатляющим, хоть и не без ожидаемых недочётов.


Издатель: Bethesda Softworks
Разработчик: Machine Games, Panic Button
Платформа: Nintendo Switch

Код игры для рецензии предоставлен SoftClub

Для тех, кто не в курсе, Wolfenstein II: The New Colossus (не путать с Wolfenstein 2: Spear of Destiny) продолжает сюжет перезапуска серии, начавшегося с Wolfenstein: The New Order 2014 года и её дополнения The Old Blood. Если вы ещё не играли в эти игры, то вы многое упускаете, и я хотел бы порекомендовать вам просто раздобыть копии этих игр и обязательно пройти их. О тех, кто хочет начать сразу со второй части, разработчики тоже позаботились и добавили небольшую выжимку сюжета The New Order в виде небольшого ролика перед началом новой игры.

К слову, вся Wolfenstein II стараниями издателя переведена на русский. Причём полностью, с озвучкой! Правда, я её отрубил в первые же минуты игры. Сам текст игры, к счастью, выполнен неплохо, однако дубляж сделали из рук вон плохо. Я поясню дальше, почему, но для начала хотел бы сделать небольшое отступление.

Дело в том, что едва ли каким-либо переводом, пускай даже самым качественным, можно полностью передать ту палитру акцентов английского, на которых говорят персонажи игры в оригинальной озвучке. Вы услышите и типичный Texan English, и восточно-европейский диалект, и афроамериканский говор, и даже шотландское наречие. Но в русском варианте все говорят как жители центральной России.

…Ну ладно даже с диалектами, дело в том, что технически русский перевод совсем никакой! Микширование сделано из рук вон плохо, в некоторых местах дубляж «наклеен» прямо поверх оригинальной озвучки (из-за чего персонажи периодически говорят двумя голосами — английским/немецким и русским), аудио во вступительном ролике отставало от видео на пару секунд, а актёрская игра по качеству металась от хорошей до совершенно плоской. Возмущённый сей халтурой, я нажал на паузу и ринулся в настройки, дабы переключить язык озвучки на английский. К своему большому сожалению, ничего такого я там не нашёл. Единственный способ сыграть в оригинал — это переключить интерфейс консоли на английский, а вместе с ним — и весь внутриигровой текст. Так что любителям играть с русскими субтитрами придётся либо поднапрячься и играть на английском, либо пытать себя отечественным дубляжом. Жаль, конечно, ведь сюжет The New Colossus, её сеттинг и персонажи — одна из сильных сторон игры, и если это сторона хоть самую малость страдает от плохого перевода, то общее впечатление от всего прохождения может быть ощутимо испорчено.

Но вернёмся к самому сюжету. Быстро напомнив о событиях предыдущей серии, Wolfenstein II сразу бросает в пучину драматических событий, начиная повествование новой игры со сцены из детства главного персонажа, Уильяма «БиДжея» Блазковича, от которой стынет кровь в жилах даже когда вспоминаешь о ней позднее. И эта сцена задаёт тон всей остальной игре: если The New Order больше времени уделяла всему ансамблю персонажей и тому мрачному миру, в котором они живут, то The New Colossus повествует, скорее, о самом БиДжее, о том, как он пытается совладать с собой, смотря в глаза смерти. Бой с генералом Десхедом оставил Блазковича еле живым — в самом начале нам приходится передвигаться по помещениям подводной лодки и убивать нацистов в инвалидной коляске, а чуть позже — полагаться на силовую броню, которая чудом держит измученного протагониста на ногах. Всю первую половину игры мы слышим внутренний монолог Билли, о том, как он боится безвременно оставить одну свою любовь, Аню, беременную двойней; как ему страшно смириться с тем, что смерть близка. Это состояние Блазковича отражается и на геймплее: здоровье в первую половину игры ограничено 50 пунктами из 100 и практически не регенерируется, а для защиты приходится в основном полагаться на броню и укрытия.

Фанаты предыдущей части, к слову, могут быть слегка разочарованы нарративом: вместо более трагичного и приземлённого тона The New Order (ну, насколько приземлённым может быть видеоигровой сюжет про ретрофутуристических нацистов и технократическую версию Шаббалы) их ждёт более взрывное повествование, которое местами упирается в самопародию. Чего стоит эпизод с целым отсеком нацистов на захваченной подлодке, который её новые хозяева не могли найти месяцами ! Или сюжетный поворот посреди игры, возвращающий нам возможность набирать 100 процентов здоровья!

Но вышеупомянутая смена тона была сделана неслучайно: после того, как мы зажгли первый огонь сопротивления в The New Order, The New Colossus уже показывает нам всё в чуть более оптимистичном ключе, а во второй половине игры уже говорит, мол, вперёд, мы уже многое проделали, начнём освобождение Америки!

Но не обходится и без мрачных, трагичных моментов, над которыми мы, по замыслу создателей, должны остановиться и подумать. Рассказ чернокожей партизанки Грейс о ядерной бомбардировке Нью-Йорка, гетто в Новом Орлеане, флешбеки в детство БиДжея напоминают нам: мир Wolfenstein II ужасен и жесток.

wolf2-grace

Видно, что сценарий «Вульфа 2» писался со вниманием к деталям. Мир игры полон сценок с персонажами, которые можно легко упустить, увлекшись стрельбой или беготнёй между точками миссий, а на столах раскиданы заметки, письма и отчёты, которые ещё больше должны нас погружать в мир игры. При желании можно по полчаса застревать на подводной лодке, выступающей главным хабом между миссиями, и слушать байки второстепенных персонажей о жизни, искать секреты и просто рассматривать интерьер. Кроме того, The New Colossus, как и предшественница The New Order, богата на аллюзии к историческим событиям реального XX века: к примеру, чернокожие Нью-Йоркские партизаны отсылают к «Чёрным пантерам» времён движения за гражданские права, проповедника Хортона списали с американских социалистов-уоббли, а нацистская киношница Хелене Винтер — явная пародия на печально известную Лени Рифеншталь, «придворного» кинорежиссёра Третьего Рейха.

Но и сам геймплей игры не стоит на месте.

Начнём, наверное, с самого слабого аспекта игры: левел-дизайна. Он... спорный. В основном нас ожидают уровни, напоминающие по структуре то, что было в The New Order: линейные локации с достаточным количеством закутков и альтернативных путей, отлично подходящими для стелса или ближнего боя, вперемешку с более открытыми пространствами, которые рассчитаны именно на яростные бои с кучей врагов и мини-боссами. Проблема в том, что их планировка сделана местами неудачно, из-за чего нередки моменты, когда при очередной попытке скрытно пробежать мимо врага тебя замечает какой-то болван на другом конце коридора и поднимает тревогу, вынуждая переходить к открытому бою. Да, я знаю, что Wolfenstein — про убийство нацистов в огромных количествах, но если игра даёт мне возможность побегать в некоторых местах стелсом, то почему бы не сделать этот стелс получше?

А иногда я вообще сталкивался с локациями, где враги стреляют в тебя со всех сторон, а ни нормальных укрытий, ни достаточного количества здоровья-брони нет. Самым вопиющим образцом такого дизайна стала злосчастная сцена в суде. В тебя стреляют по всему периметру круглого зала, забитого мебелью, которая как укрытие бесполезно. Здоровья мало, нацистов много, а злобы на игру — выше крыши. Я бы хотел узнать, что происходило в голове человека, который додумался сделать такой уровень в шутере с hitscan оружием, от выстрелов которого нельзя уворачиваться как в каком-нибудь Doom или Serious Sam.

Нету в игре и толковых боссов, а финальная битва проходит вообще с безымянными врагами и парой роботов, а не с харизматичным злодеем, как в The New Order.

Но, к счастью, здравый смысл в большинстве локаций всё-таки восторжествовал, и хороших уровней в Wolfenstein II всё-таки ощутимо больше, чем плохих.

Кстати, ещё один хороший образчик геймдизайна в игре — оружейный арсенал Блазковича. Изо всех стволов в игре весело стрелять, они все очень смачно гремят и отлично разносят противника в клочья. Многоствольному дробовику я вообще готов дать награду за лучший шотган в шутерах за последние пять лет.

Помимо стандартного набора пистолет/пистолет-пулемёт/автомат/дробовик/ракетница в Wolfenstein II вернулись и две энергетические пушки, доступ к которым определяется тем, кого из персонажей в начале игры вы решите спасти, а также тяжёлое оружие, которое вы снимаете с вражеской техники и укреплений. Оно ощутимо мощнее базового арсенала БиДжея, но с ним наперевес не побегаешь, да и патроны к нему найти сложно.

Плюс, система апгрейдов оружия вообще позволяет кардинально изменить поведение каждой пушки и сделать, к примеру, из автоматической винтовки полуавтоматическую снайперскую, а пистолет-пулемёт заставить стрелять зажигательными патронами.

Систему перков заметно упростили: теперь нас не так сильно специализируют на одном стиле игры, да и при желании все нужные улучшения можно получить, проходя все сайдквесты и выполняя мини-задания в стиле «сделай пять хэдшотов» из списка.

Ах да, о сайдквестах. Помните коды Энигмы из The New Order, которые можно было подобрать с убитых немецких офицеров? Так вот, в The New Colossus им нашли интересное применение: теперь они открывают дополнительные миссии по устранению высшего руководства нацистских войск. Проходят эти миссии на уже посещённых по сюжету уровнях со слегка изменённым антуражем — благодаря этому вы можете вернуться на нужную локацию и собрать все пропущенные секреты. К слову, режимов New Game + или выбора эпизода игры в The New Colossus нет: разработчики ожидают, что после окончания основной кампании вы займётесь прохождением пропущенных ранее заданий и соберёте все collectables на уровнях. Так что сохраняйтесь почаще, если хотите вернуться к предыдущим главам.

Теперь о главном вопросе: как портативная Nintendo Switch справляется с одной из самых технически навороченных игр 2017 года? Как Panic Button умудрились впихнуть большой AAA-шутер на маленькую консоль? Пришлось ли чем-то пожертвовать?

Пришлось. Wolfenstein II: The New Colossus — одна из самых «мыльных» игр, которые я видел на Switch. Для того, чтобы сохранить стабильную частоту кадров на консоли, разработчики используют трюк с динамическим изменением разрешения картинки. Благодаря этому внутреннее разрешение игры может падать настолько, что происходящее на экране иногда превращается в кашу как в портативном режиме, так и в доке. Сильнее всего это заметно в паре мест в Нью-Йорке и Новом Орлеане. Но по большей части Wolfenstein II остаётся на удивление играбельной, и я сумел пройти её без особых проблем от начала до конца, не ругаясь на производительность консоли.

Однако лишь оптимизацией порта под Switch дело не ограничилось. Добавили и эксклюзивную фичу: управление гироскопом. Если вы ждёте уровня удобства и точности как в Splatoon 2, то вы будете разочарованы: оно сгодится как помощь в прицеливании, но не более — отдельной кнопки для центрирования камеры нет, и все движения вверх-вниз нужно подстраивать аналоговым стиком. И как я ни пытался найти идеальную настройку чувствительности, мне этого сделать не удалось. Да и ко всему прочему, каждый раз, когда я двигал камеру гироскопом, игра заботливо смазывала картинку при помощи motion blur, превращая и так мягкую картинку в «картину маслом».

Но это всё равно намного лучше, чем гироскопное нацеливание в Fortnite, уж поверьте.

Wolfenstein II — настоящий сюрприз для владельцев Switch. Machine Games создали отличный атмосферный шутер для любителей трешовой фантастики и альтернативной истории с размахом голливудского фильма. А Panic Button умудрились весь этот размах не просто адаптировать для гибридной консоли Nintendo, но и сохранить весь контент со «старших» версий на стационарных платформах и не утерять ни доли шарма игры. Если вы любите олскульные шутеры и не любите нацистов — это выбор для вас.

Главный редактор XYAB. Любитель фотографии, подкастов и видеоигр. Поскольку жизнь не позволяет сидеть на одном месте, предпочитает стационарным консолям портативные.