Девяностые живы.
Издатель: SEGA
Разработчики: Pagoda West, Headcannon, Christian Whitehead
Знаете, я думал, что напишу эту рецензию несколько дней назад, но всё никак не мог оторвать себя от игры. И наверное, это лучший комплимент для Sonic Mania — в неё настолько весело играть, что даже после сто-процентного прохождения хочется запустить всё заново ещё раз. Даже когда мне понадобилось на несколько минут включить Sonic Mania для того, чтобы снять парочку скриншотов, я залип аж на два часа. И признаюсь сразу — такого о «сониковской» игре я давно не мог сказать.
Команде фанатов удалось сделать то, чего не удавалось сделать самой компании SEGA много лет — создать настоящее продолжение классического «Соника» с Mega Drive. Это праздник для любого геймера, выросшего на 16-ти битных играх Sega и наизусть выучившего первые два акта Green Hill и готового в любой момент без запинки напеть мелодию из Mystic Cave Zone (а, что, она уже начала играть у вас в голове? Гениальная музыка, не правда ли?). Каждый уровень был сделан с любовью и играется как настоящее продолжение серии классических 2D «Соников», а не как очередная попытка нажиться на ностальгии по четвёртому поколению консолей. Да, я смотрю на тебя, Sonic the Hedgehog 4! Ты не заслуживаешь того имени, которое себе присвоил! Что ты понурил свою голову? Стыдно? Вернись в свою комнату и подумай над своим поведением!
Так, вот, о Sonic Mania. Игра состоит из ремиксов уровней из предыдущих 16-ти битных частей и новых оригинальных зон, причём первых в два раза больше, чем последних. Но это нисколько не делает её хуже или скучнее — каждый из старых уровней в добавок ко своим старым фишкам получил несколько новых, а иногда разработчики даже брали идеи из двух ретро-зон и соединяли их в одной, получая что-то уникальное из уже знакомых элементов. И даже если уровень начинается знакомо, то уже через полпути в нём появляется куча новых идей, которые преображают его геймплей и визуальный дизайн.
Chemical Plant, к примеру, в первом акте изменился лишь слегка, но во втором всё обстоит иначе. Появляется прыгучее желе, которое отправляет вас в полёт через весь экран, подвижные платформы, к которым Соник прилипает и их при помощи катается по стенам и потолку. А завершает всё битва с боссом, которая настолько великолепна, что я о ней даже не буду говорить, чтобы не испортить впечатление.
И так — каждый раз. Sonic Mania берёт пример с Sonic 3 & Knuckles, перекраивая каждый акт игры, делая его непохожим на предыдущий, не боясь использовать игровые механики на протяжении лишь одного уровня и затем больше не вспоминать о них. И как в Sonic 3, Соник, Тейлс и Наклз имеют свои уникальные возможности, которые позволяют им попадать в разные места. И это делает прохождение за разных персонажей намного интереснее. Наклз даже получил эксклюзивный акт в одной из зон!
Ну а боссы в Sonic Mania, на мой взгляд, — лучшие во всей серии. Они полны энергии, и в своей изобретательности идут дальше, чем даже боссы Sonic CD, порой переворачивая всё с ног на голову и создавая по-настоящему запоминающиеся битвы, которые интересно перепроходить снова и снова.
Великолепный дизайн Sonic Mania не ограничивается механической составляющей. Игра выходит за рамки возможного на 16-ти битной Sega Mega Drive и использует стиль, нынче называемый в геймдеве «hi-bit», с его красочными спрайтами и детальными анимациями, которые бы почувствовали себя как дома в эпоху Sega Saturn. Благодаря этому, игра выглядит превосходно, не теряя при этом своей ретро-эстетики.
Ну а если вы старый фанат Sega, то на каждом уровне сможете заметить тонну отсылок не только к другим «Соникам» но и к Daytona USA, Shinobi и даже рекламной кампании Sega Genesis в Америке.
Отлично удались и Special Stages — своим угловатым, низкополигональным 3D они отсылают одновременно и к Sonic CD, и к Sonic 3D с Sega Saturn, и, наверное, это единственные Special Stage во всех «Сониках», в которые мне было по-настоящему увлекательно играть (а не как это было и в Sonic 2, и в Sonic Rush, и во всех Sonic Advance без исключения: с кучей мата и проклятий). Пройдите их все — и получите, как обычно, доступ к секретной концовке и практически неуязвимым супер-формам персонажей.
Вот только с этим небольшая проблема — как и в Sonic 3, в Sonic Mania она активируется двойным нажатием на кнопку прыжка при наличии 50 колец и будет съедать по одному кольцу в секунду, отключаясь только тогда, когда счётчик RINGS достигнет нуля. В результате, если вы захотите сэкономить супер-форму для длинной схватки с боссом, вам придётся либо постоянно держать при себе меньше 50-ти колечек, либо не использовать половину возможностей каждого персонажа. Хотя, если верить разработчикам, такую возможность скоро добавят в версию для Nintendo Switch патчем, вместе с несколькими другими исправлениями. Можно было бы и позаимствовать единственную хорошую идею из Sonic 4 и вынести эту команду на отдельную кнопку!
…Нет, Sonic 4, ты всё ещё не прощён, вернись обратно к себе! Ты просто так не отделаешься!
Бонусные уровни с синими сферами из Sonic 3 тоже вернулись в Sonic Mania. Они будут попадаться на каждом чекпоинте, и их огромное количество — так что даже не думайте проходить их все подряд на первом прохождении. Но за их прохождение вам выдаются медали, которые разблокируют всевозможные плюшки в меню Extras.
Ну а если вы захотите поиграть вдвоём с другом, то к вашим услугам гонки в режиме Competition а-ля Sonic 2 и возможность пройти всю игру в кооперативном режиме за Соника и Тейлса, где последний, как и в Sonic 3, практически неуязвим и может при помощи полёта подбросить Соника в труднодоступное место. Отличный выбор для младшей сестры или брата! Есть и парочка других мультиплеерных режимов, но будет лучше, если о них вы узнаете сами.
Музыка в Sonic Mania — отдельный повод для разговора. Композитор Tee Lopes, известный фанатам по шикарным ремиксам музыки из «Соников» выложился на полную. Он сумел не только отлично переосмыслить старые мелодии серии, но и создать свои зажигательные музыкальные дорожки. Саундтрек полон отсылок не только к предыдущим играм серии, но и к музыке 90-х вообще: тот, кто «в теме», заметит и классический звук Yamaha YM2612, и звонкую перкуссию с эффектом gated reverb, и танцевальные композиции, подражающие Майклу Джексону и японской версии Sonic CD. В одном из актов Mirage Saloon я даже услышал реверанс одновременно в сторону заглавной темы Наклза из Sonic Adventure и Macarena, смешанный в солнечном коктейле в стиле Дикого Запада. Такой саундтрек не грех заказать себе в коллекцию на виниле.
Sonic Mania — подарок не только для фанатов олдскульных 16-тибитных платформеров. Это праздник яркого пиксель-арта, шикарной музыки и великолепного левел-дизайна с ноткой ностальгии по играм 90-х. Если вы любите хорошие игры, то Sonic Mania — для вас. Не пропустите!
Для рецензии использовалась версия игры для Nintendo Switch, приобретённая в Nintendo eShop.