Как хорошо уживаются в одной игре экшен с элементами rogue в стиле «Зельды» и симулятор магазина? Как показывает Moonlighter, довольно неплохо!
Если вы помните Steam образца 2010 года, то наверняка встречали там игру под названием Recettear: An Item Shop’s Tale от EasyGameStation, наполовину dungeon crawler, наполовину симулятор лавки из мира фэнтези. Это был один из первых громких инди-хитов на ПК, вышедших ещё до инди-бума в Xbox Live Arcade и WiiWare, и ещё один из первых японских додзин-проектов, снискавший популярность на Западе благодаря цифровым магазинам.
В Recettear вы играли за двух сестёр, унаследовавших от своего покойного отца магазинчик в маленьком городке, а вместе с ним — и ощутимый долг, который надо было выплачивать поскорее. В процедурно генерируемых подземельях вы вместе с нанятым войном бились с монстрами и искали ценные предметы, которые потом пытались продать по хорошей цене у себя в лавке, периодически торгуясь с посетителями. Иногда вам нужно было отправляться по делам и в другие места в городе, например, в гильдию искателей приключений. При этом нужно было и угодить покупателям, и проапгрейдить свой инвентарь для торговли и походов по данжам, и заплатить за услуги война, и не забывать сводить концы с концами. Нет денег, чтобы внести платёж по долгу к концу месяца? Ничего не поделаешь, игра окончена. Capitalism, ho!
Издатель: Bethesda Softworks
Разработчики: id Software, Panic Button (версия для Switch)
Платформа: Nintendo Switch
«Подожди-ка, Илья», возразят некоторые читатели. «А при чём тут японская инди-игра для Windows 2007 года выпуска, если заголовок обещал рецензию западной инди-игры 2020 года выпуска для Nintendo Switch?» А при том, что если вы хотя бы немного помните Recettear, то включив Moonlighter, то вы не сможете не заметить огромного количества сходств между ней и её японской предшественницей, вплоть до механик торговли.
И это не в укор игре! Наоборот, я считаю, что хорошие идеи стоит развивать — тем более, когда процедурно генерируемые dungeon crawler стали столь любимы благодаря таким играм, как The Bunding of Isaac, Rogue Legacy, и Crypt of the Necrodancer, данжи из Recettear выглядят слегка старомодно и не так уж и хорошо играются, как, скажем, в «Айзеке».
В этом плане Moonlighter удаётся отличиться в лучшую сторону. Во-первых, ваш арсенал значительно шире и разнообразнее, что позволяет найти себе оружие под свой стиль игры. У каждого из них есть основная и альтернативная атака, повешенные на кнопки A и B соответственно. Мне, например, нравилось в начале игры атаковать врагов длинной метлой, чтобы не подбираться слишком близко, а затем подойти поближе с мечом и щитом (у этой комбинации вместо альт. атаки на кнопку B повешен блок). А на R по умолчанию установлена «аптечка». Во-вторых, во время боёв можно не только блокировать удары врагов, но и в любой момент уклоняться от них в любом направлении кнопкой кувырка, которая повешена на ZL — это добавляет главному герою лёгкости в схватках и может спасти от смерти даже в самой жаркой ситуации (привет Enter the Gungeon).
Сама по себе структура подземелий больше напоминает первую Zelda или The Binding of Isaac: каждая комната в игре — прямоугольник на весь экран, и все они расположены на сетке координат и генерируются процедурно. Иногда вам может попасться комната с сюжетными деталями, которые больше рассказывают о лоре игры, предыстории главного героя и прочем. Выполнив определённые условия вы также можете обзавестись и собственными питомцами из списка местных существ, которые могу здорово помочь в прохождении. Не обошлось и без боссов: на всю игру их здесь не так уж и много, и далеко не все я бы назвал серьёзными противниками для заядлых любителей жанра. Понять, что вы рядом с ним, можно по оформлению двери и по расположенном в комнате рядом озерке, восстанавливающем здоровье. Победив босса, вы перемещаетесь вглубь подземелья на другую локацию. Однако стоит ли вам находиться в подземелье долгое время — уже другой вопрос. Как никак, а вы всё-таки ещё и владелец магазина, и вам нужно искать предметы на продажу.
К счастью, каждый убитый враг может оставить после себя ценную вещицу, которую можно использовать как ингредиент для создания предмета или его улучшения, или просто поместить на прилавок магазина и продать подороже. Однако количество предметов, которые можно уместить в рюкзаке, ограничено, и некоторые из них нужно размещать в определённых клетках: например, вам может попасться стальной слиток, который можно разместить лишь в нижней части сумки, или лиана, которая может уничтожить другой предмет, если тот находится от неё слева. К счастью, покинуть подземелье можно в любой момент при помощи специального амулета, который съедает каждое использование небольшую сумму денег. Нету на руках денег? Не беда — часть предметов можно уничтожить при помощи магического зеркала из инвентаря в обмен на несколько монеток (разумеется, золота вы при этом выручите значительно меньше, чем при продаже).
Покинув подземелье, вы вернётесь в свой город, где помимо вашего городка есть и другие места, которые вам будут интересны. В первую очередь как владелец главного магазина в деревье на вас будет лежать ответственность на вложение денег в другие предприятия в городе. Так, например, вы можете вложиться в кузницу или лавку зелья, которые при наличии нужных предметов могут скрафтить для вас необходимые для исследования подземельев предметы: оружие, лечебные предметы, модификаторы характеристик и т.д. Можно, разумеется, вложиться и в собственный бизнес, расширив его при помощи специального стола для распродаж и отдельных лавочек, которые будут стоять на площади вне здания магазина.
Торговля собственными предметами внутри магазина тоже проходит особенно: цену на предметы вам придётся выставлять наугад и следить за реакциями посетителей. Если ценник откровенно низкий, то глаза покупателя загорятся и он побежит скупать товар по дешёвке. Если же он слишком высокий, то потенциальный клиент может расстроиться или вообще рассердиться и в ярости выйти из магазина. Продавать товар по приемлемой цене выгоднее всего, учит игра: так вы не наводните рынок вещами за бесценок и при этом обеспечите стабильный спрос среди покупателей. Поначалу это сложно, но когда вы начинаете расширять свой ассортимент и размеры точки, следить за всем становится труднее, а потом и вообще могут появиться воры, которые норовят что-то стащить. Работать магазин может с утра до вечера, но открывать его для клиентов каждый день не обязательно: например, если вы не хотите ничего продавать или вам надо попасть в подземелье днём, чтобы не иметь дела с более сложными монстрами, которые появляются там ночью.
Всё это может показаться поначалу слишком запутанным, но к счастью, Moonlighter не вываливает на вас всё это сразу, и учит вас своим механикам постепенно и параллельно пытается заинтриговать вас своим каким-никаким, но сюжетом.
И это получается у неё вполне неплохо: базовая геймплейная петля работает очень хорошо, в игру просто приятно играть. Конечно, к середине всё это кому-то может приесться, однако для фанатов жанра это точно не будет проблемой, а при желании разнообразить геймплей смогут и всевозможные апгрейды экипировки и магазинов.
Собственно сам сюжет в Moonlighter довольно простой, но его в игре заметно больше, чем в The Binding of Isaac или EtG. Вы — молодой торговец Уилл, унаследовавший от отца магазин под названием «Лунный свет» , а заодно и тягу исследовать подземелья. И ваша задача — уберечь семейный бизнес, а заодно и разгадать тайны данжей, кишаших монстрами, собирая по пути ценные предметы.
Если вы купите издание Complete Edition, то вы также получите вместе с ним дополнение под названием Between Dimensions, которое, по сути, ничего не меняет геймплейно и добавит в игру несколько новых врагов и боссов, новую экипировку и ещё одно подземелье с дополнительным сюжетом. Мои впечатления от DLC хорошие, однако каких-либо новых геймплейных механик в ней нет, и если базовая игра вас не заинтересовала, то и Between Dimensions вас не переубедит.
Moonlighter полностью переведена на русский язык, и вполне сносно. Общую картину, правда, портят некоторые нелепые ошибки, которые непонятно как не заметили в тестировании. Я был поражён, когда обнаружил, что значения «ВЫКЛ» и «ВКЛ» в меню локализаторы перепутали местами, из-за чего навигация по опциям поначалу была очень нелепой, пока я не додумался провести перекрёстное сравнение с английской версией и не заметил, что ON и OFF были не на своих местах. Я сообщил об этой проблеме издателю, и это обещали починить, но на данный момент эта ошибка всё ещё в игре.
В общем, Moonlighter — очень занятный Dungeon Crawler, который порадует фанатов жанра и тех, кто хотел бы видеть в своих играх побольше элементов симуляции. DLC Between Dimensions — хорошее дополнение для тех, кто остался доволен базовой игрой и хотел бы больше подобного контента. Если вы считаете, что смесь Zelda, Recettear и The Binding of Isaac это не для вас, то данный адд-он вас не переубедит. Остальным рекомендуем к покупке.
Приобрести Moonlighter и DLC Between Dimensions можно в eShop. До 27.06. игру можно приобрести по цене со скидкой 60%