Рецензия: Super Mario Maker 2

Конструктор Марио теперь и на Nintendo Switch. Как же он отличается от первой части?

В 2015 году серии Super Mario исполнилось 30 лет. В честь этого Nintendo сделала подарок для фанатов усатого водопроводчика в виде Super Mario Maker, который был тепло встречен как критиками, так и фанатами. Через год игра вышла на более успешной Nintendo 3DS, которая была встречена прохладней из-за отсутствия разных функций: возможности делиться своими уровнями по сети, поддержки amiibo и других.

И вот, 28 июня 2019 года на прилавках магазинов появилась Super Mario Maker 2 для Nintendo Switch, вторая портативная версия «Сделай Марио Сам», но на этот раз не ограниченная размерами экрана 3DS или непопулярностью платформы. Учла ли Nintendo просьбы фанатов в этом релизе?

Да, и причём сделала даже больше, чем ожидали.

Издатель: Nintendo
Разработчик: Nintendo
Платформа: Nintendo Switch

Рецензия написана по ритейловой версии игры.

Марио вновь меняет профессию

Super Mario Maker 2 делает ставку на три вещи: собственно, сам редактор, «Вселенную уровней» и новый режим под названием «Строй-история», с которого и стоит начинать, впервые запустив игру. Хотя можно сказать, что в целом это переработанный режим «10 жизней Марио» и «Испытание Супермарио», который в первой части был сделан в виде классических игр, где уровни располагались по прямой линии.

Начинается «Строй-история» со вступительной катсцены: Марио и тоады заканчивают строительство замка Пич. Но вот незадача: пёс по кличке Пёс (которого в англоязычной версии зовут Undodog) разрушил новостройку с помощью ракеты сброса. Тоады в печали, ведь монет-то не осталось, однако Марио решил взять ситуацию в свои руки и заработать деньги, выполняя задания от других жителей Грибного королевства, пока маленькие грибочки будут отстраивать замок.

Каждое задание в сюжетном режиме посвящено какой-либо отдельной механике игры, что позволяет новым и старым игрокам ознакомиться с различными возможностями, которые потом можно будет использовать в редакторе или при прохождении уровней от других игроков. За прохождение уровней вы будете получать монеты, которые нужно будет потратить на строительство замка. Что будете строить дальше — зависит от вас и вашего кошелька. Периодически вам придется выполнять задания не от менеджера, а от других персонажей: того же Пса, тоадов-строителей, Ластика и других. Денежного вознаграждения за прохождение таких уровней вы не получите (только собранные монетки на самом уровне), однако вместо этого они смогут предложить свою помощь в чём-то или дать одежду для профиля.

Какой же Mario Maker без, собственно, “Мейкера”? Nintendo взяла почти всё, что было в первой части, и перенесла во вторую. Несмотря на немного измененный интерфейс, редактор остался интуитивно понятным: вы выбираете объект и ставите его, куда велит ваш внутренний геймдизайнер. Также некоторые элементы можно комбинировать, чтобы изменять их свойства: например, нацеплять на блоки крылья, давать гумбам грибы, чтобы сделать их больше, и т.д. Но чтобы оправдать цифру “2”, Nintendo также добавила много новых вещей. Так, например, в игре появились склоны, которые фанаты ждали почти четыре года. Кроме того, игроков ждут новые темы, ночные уровни, возможность управлять игровой камерой и превращать уровень в авто-скроллер, менять музыку, ставить условия прохождения уровней (типа «убей 10 врагов», «финишируй с Йоши») и другие возможности.

И не стоит забывать про новый стиль Super Mario 3D World! Несмотря на то, что оригинальная игра была 3D-платформером, разработчики смогли неплохо перенести многие её изюминки в 2,5D. Из-за этого, однако, этот стиль не совместим с остальными, так как в нем есть те элементы, которые отсутствуют в других играх серии. Поэтому если вы планируете уровень, подумайте о том, какой из стилей вы хотите использовать заранее (если что, между режимами Super Mario Bros. 1, 3, World и New можно свободно переключаться, но не забывайте, что в каждой игре у Марио немного разные способности).

Что делать, если не можешь создать свой собственный уровень? Ну, тут два варианта: или оставить это дело, или посмотреть уроки в Школе Ямамуры от Ybys и, собственно, голубя Ямамуры. В ней расскажут как и о простых вещах, таких как установка предметом, так и о более профессиональных вещах, типа справедливому отношению к игроку, об атмосфере и других вещах. В Школе также можно посмотреть управление, если вы вдруг забыли о каких-то специфических вещах, как, например, полеты с использованием плаща.

Уровень готов? Теперь нужно его пройти с самого начала, чтобы его можно было загрузить на сервер, после чего вам предложат ввести название, описание и выбрать теги, по которым можно будет найти ваш уровень. И да, учтите, что он не будет попадаться хоть где-то, кроме вкладки “Новое” во Вселенной уровней, пока в него хоть кто-то не поиграет.

И вот мы плавно подошли к последнему оплоту Super Mario Maker 2 — «Вселенной уровней», которая тоже претерпела изменения по сравнению с первой частью. Начнем с того, что уже было — с вкладки “Уровни”. В целом, функционал остался таким же — здесь можно посмотреть на список перспективных, популярных и новых уровней, а также поискать их в расширенном поиске.

Если вам понравился какой-то уровень, вы можете его загрузить в «Уровнебот» (там же хранятся и ваши сохраненные уровни), чтобы играть в него без интернета или с друзьми на одной консоли. Только не надейтесь, что вам будет попадаться много уровней, выполненных так же качественно, как уровни от Nintendo. Как-никак, для такого требуется быть геймдизайнером. И не удивляйтесь куче вариаций на тему кайзо или самопроходящихся механизмов.

И да, не забудьте об огромной куче вариаций 1-1 из Super Mario Bros.

100 жизней Марио в Super Mario Maker 2 отсутствует, однако на его место пришел бесконечный “Марафон Марио”, где вы так же проходите уровни от других игроков, но теперь ставите рекорды в зависимости от их пройденного количества. Проиграете – увы, начинайте все с начала. Уровней сложностей тут четыре: легко, норма, сложно и экстрим. Так что выбирайте по своим возможностям.

А вот и самое главное новшество Super Mario Maker 2, которой не было в предыдущей части: сетевая игра. Здесь игроки будут проходить уровни, созданные пользователями, с другими игроками (до четверых одновременно). Есть два типа игры: “Вместе” и “Поединок”. В первом режиме не важно, кто придет первым, главное — достичь финиша. Проигравших тут нет, благодаря чему каждый игрок становится своеобразной точкой сохранения: если вы умираете, то можете вернуться в игру, появившись около другого человека.

В режиме “Поединок” каждый сам за себя, так что никаких поблажек. Погибли — начинайте все сначала. Однако иногда вам придется работать сообща, например, если на уровне стоит специальное условие прохождения, в противном случае финальный флаг не появится. Однако в итоге победит и получит очки для боевого рейтинга только первый добравшийся до финиша, а остальные станут проигравшими, даже если успеют дойти до флага.

Остался последний пункт во Вселенной уровней — “Рейтинги”. В нем вы можете посмотреть топ людей в разделах “Дизайнеры” (рейтинг людей, на чьих уровнях сыграло много пользователей), “Игроки” (в них показаны игроки, показавшие высокий результат в “Марафоне Марио”) и “Бойцы” (те, у кого высокий результат в “Поединках”).

Давайте поговорим о более мелких вещах, как приятных, так и не очень.

В игре есть ваш внутриигровой профиль, в котором используется ваш Mii. В нем будут отображаться ваши баллы дизайнера, медали, боевой рейтинг, уровни на сервере и отметки “Класс”. У себя вы также сможете посмотреть на количество посещенных уровней.

В игре есть своеобразная система достижений (однако полного списка их нет), за выполнение которых дается одежда для вашего внутриигрового профиля.

Спорным для меня является способ поиска уровней и дизайнеров, а именно — ввод ID. Почему нельзя было сделать поиск по имени пользователя или уровню, как в Super Smash Bros. Ultimate, не понятно.

Увы, кое-что игра потеряла по сравнению с версией для Wii U. Поддержка amiibo и загадочный гриб остались эксклюзивами первой части. Не сказать, что это большая потеря, я не обращал на это внимание, однако лишней эта функция точно не была. А ещё по какой-то причине на старте количество уровней, которое можно было загрузить на сервер, уменьшилось со 100 штук в Wii U-версии до 32. И только недавно оно увеличилось до 64 (плюс разработчики пообещали дальнейшее увеличение ещё чуть позже). Почему сразу было нельзя так сделать?

Очень печалит онлайн-функционал, а точнее его техническая часть. Тут все как в Super Smash Bros. Ultimate: если у одного игрока проблемы с соединением, то они распространятся на всех, и вы будете играть в слоу-мо, даже если на вашей стороне связь хорошая.

Обескураживает и тот факт, что на данный момент в Super Mario Maker 2 отсутствует возможность игры с друзьями. Это, конечно, временная проблема, т.к. на E3 уже пообещали добавить её в будущем, но все равно не ясно, почему это не предусмотрели во время разработки. Первоначально разработчики говорили, что не хотели спекуляций с рейтингами, но что мешало сделать так, чтобы этот режим не влиял на рейтинг? Локальная игра, которая всё равно требует соединения с интернетом, на это не влияет же!

И да, не лезьте в совместную игру на одной консоли. Как я понял, Super Mario Maker 2 технически воспринимает этот режим как одиночную игру, поэтому заново вещи спауниться, как в онлайн-игре, не будут. Да и уровни люди делают с опором на одиночную игру. Максимум – на совместную, но каждый должен иметь свой Switch. Так что вчетвером, как в тот же New Super Mario Bros. U, играть сложно.


ВЕРДИКТ

Несмотря на некоторые неприятные вещи, Super Mario Maker 2 это всё равно праздник для фанатов Марио и двухмерных платформеров. Очень радует, что Nintendo не просто перенесла первую часть, а добавила очень много вещей, которые делают уровни разнообразней. Благодаря этому нет ощущения, что это просто Deluxe-версия старой игры в новой обертке, как было у некоторых со Splatoon 2. Рекомендуется всем, кто хочет игру, в которую можно долго играть, и при этом не плюется от платформеров.