В мире киберспорта вновь драма, но на этот раз её причиной стала Nintendo, а точнее — её нелюбовь к киберспорту и фанатским модам.
10 ноября один из крупнейших турниров по Super Smash Bros. в Северной Америке, The Big House, анонсировал, что из-за текущей пандемии, чемпионат по Super Smash Bros. Melee будет проходить в онлайн-режиме.
Как же должны проходить интернет-соревнования по игре, которая никогда их и не поддерживала? При помощи форка эмулятора Dolphin с фанатской программой Slippi, добавляющей в почти 20-летний файтинг с GameCube поддержку современного неткода по принципу rollback. Датой турнира назначили 4-6 декабря и начали принимать заявки на регистрацию.
Однако 20 ноября организаторы The Big House объявили, что им пришло письмо от Nintendo of America, требовавшее полностью отменить турниры и по Melee, и по Ultimate.
Nintendo позднее в заявлении Polygon объяснила ситуацию тем, что онлайн-чемпионат по Melee должен был использовать «нелегально скопированные копии игры (это неправда – прим. ред) совместно с модом под названием Slippi» и из-за этого организаторов попросили отменить проведение чемпионата по Melee. The Big House отказались это делать, из-за чего компания «была вынуждена защитить свою интеллектуальную собственность и бренды» и запретила проведение всего турнира.
Камнем преткновения стало то, что ивент The Big House проводился в партнёрстве с Nintendo (неизвестно, получали ли организаторы денежное вознаграждение от компании, но судя другой информации, это маловероятно) и использование модов компания никогда не любила, однако с другой стороны отмена крупнейшего события по SSB Melee сильно ударила бы по уже побитому пандемией коммьюнити игры. В любом, на компромисс не пошли и Nintendo решила использовать «ядерную опцию».
Такая позиция озлобила большое количество фанатов Smash и любителей eSports, которые и так уже давно жаловались на отсутствие поддержки и даже неприятие в отношение киберспортивных чемпионатов. Запрет на проведение онлайн-чемпионата по всё ещё популярной Melee, особенно в условиях пандемии, стал последней каплей. Недовольные запустили в соцсетях хештеги #FreeMelee и #SaveSmash, а также онлайн-петиции с требованием прекратить наплевательское отношение к киберспортсменам. Один из топовых игроков и комментаторов Melee, Людвиг Агрен, вообще заявил, что действия Nintendo ставят под удар само существование соревновательного коммьюнити по их играм.
«Если бы не это коммьюнити, я бы до сих пор продавал симки в Best Buy по $2.50. К моему счастью, всё сложилось иначе. К моему несчастью, это коммьюнити теперь может исчезнуть» — сказал Людвиг в своём влоге. В знак протеста он также объявил организации о своего онлайн-чемпионата по Melee с использованием мода Slippi и призовым фондом $10000.
Казалось бы, соревновательной сценой Super Smash Bros. всё бы и ограничилось и сошло на нет. Но в битву вступил новый боец — сообщество Splatoon 2.
6 декабря перед финалом коммьюнити-турнира Splatoon 2 North America Open топовые команды решили поддержать сообщество Smash Bros. и сменили названия команд на вариации хештега #FreeMelee. Спустя некоторое время Nintendo внезапно объявили, что трансляция чемпионата отменяется из-за «неразрешимых организационных проблем», которые сами организаторы связали с протестом участников соревнований.
В ответ на это четыре команды полуфиналистов выступили с демаршем и организовали свой турнир под названием The Squid House, в призовой фонд которого сочувствующие фанаты собрали $28 000, а также пожертвовали $3 000 на благотворительность. За ними последовали и оставшиеся участники.
Победителем стала команда FTWin, переименовавшаяся в FTWaveDash в знак поддержки Smash-коммьюнити, которая всухую победила в полуфинале команду Slippi (обычно называющуюся Enlightenment) и затем со счётом 4-0 обыграла в финале команду Melee Lights (они же Southern Lights).
Разумеется, хештеги #FreeMelee и #NintendoHatesYou вновь взлетели в тренды. Мимоходом «завирусилось» и разоблачительное послание некоего «анонимного представителя киберспортивной сцены», который заявил, что Nintendo не желала сотрудничать в вопросах организации официальных турниров даже с такими компаниями, как Twitch и Red Bull Gaming, несмотря на то, что последние были готовы взять на себя все расходы и труд по организации.
На данный момент пиар-скандал вокруг Nintendo и не думает заканчиваться: буквально на днях компания запретила продажу фанатских модифицированных джойконов, посвящённых умершему в 2019 году Nintendo-стримеру и блогеру Дезмонду “Etika” Амофа. Часть денег с продажи шла на благотворительность. Причиной агрессии Nintendo называют использование продавцом торговой марки Joy-Con на странице магазина и на самом контроллере. Твиты с этой новостью собрали тысячи ретвитов.
Сейчас недовольные фанаты припоминают Nintendo все их недавние проступки — и скандал с дрифтующими стиками в джойконах, и их попытки собирать деньги с рекламы на YouTube-каналах игровых блогеров, и их противостояние со многими фан-проектами. Топовые игроки сообщества беспокоятся за будущее Melee и думают уйти в другие дисциплины.
Многие надеются, что в ответ на волну недовольства от самых преданных поклонников традиционно упрямая компания из Киото всё-таки пойдёт на уступки — но на данный судьба киберспортивного коммьюнити вокруг игр Nintendo всё ещё неясна.
А Nintendo тем временем продолжает как ни в чём не бывало. На этот раз на канал с игровыми саундтреками GilvaSunner обружилась очередная волна DMCA-блокировок, фактически удалившая с YouTube музыку из Ocarina of Time, Super Mario 64 и Mario Kart. Напомним, что ни на одном стриминговом сервисе послушать саундтреки официально нельзя, и даже купить саундтреки от first-party игр Nintendo это огромная проблема.